06.06.2015


Неожиданное прибавление

ПОРТЫ ЮЖНОГО БАССЕЙНА

ПОРТЫ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА НАРАЩИВАЮТ ПЕРЕВАЛКУ

По данным РЖД, объем перевозок грузов в адрес южных портов России в текущем году вырос на 15%. Столь стремительная динамика объясняется переключением импортных товаропотоков с европейского направления на страны Средиземноморья. Хотя в предыдущие годы темпы роста у южных стивидоров не отличались высокой скоростью, не в пример Тихоокеанскому бассейну, прибавляющему ежегодно по 8-10% в год.

Вместе с тем в ближайшее десятилетие на юге России ожидается значительное прибавление грузооборота за счет строительства новых перевалочных мощностей на Таманском полуострове. Проект нового порта в Тамани предполагает возведение сухогрузных комплексов общей мощностью 90 млн твг.

РЖД уже строят подъездные пути в расчете на будущие объемы. Помимо Тамани наращивать перевалку собираются и в Новороссийске, для чего также потребуется увеличение пропускной способности железной дороги.

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в текущем году увеличился почти на 20% по сравнению с прошлым годом. Высокие темпы отмечаются как по сухим грузам, так и по наливу. К примеру, в первом квартале грузооборот в целом по бассейну прибавил 18,5%, до 53 млн тонн, в том числе перевалка сухогрузов выросла на 21,2%, до 17,4 млн тонн, наливных грузов - на 17,3%, до 35,6 млн тонн. Наиболее сильно увеличили объемы малые порты: Кавказ продемонстрировал рост в 2,1 раза, до 3,8 млн тонн. Темрюк показал рост в 2 раза, до 0,7 млн тонн.

Динамично меняется погрузка в Туапсе - 6,5 млн тонн (+28,4%). Здесь основной прирост дало зерно, отгрузки которого резко увеличились в конце прошлого года после взлета курса доллара. Грузооборот порта Новороссийск за три месяца увеличился на 9,9%, до 33,1 млн тонн.

Отметим, что стремительная динамика не была присуща южным портам до последнего времени. В 2013 году там даже отмечался спад на уровне 1,3% из-за снижения экспорта зерновых грузов. По итогам прошлого года перевалка выросла на 11,2% на фоне низкой базы предыдущего периода. В 2012 году объемы увеличились на скромные 2,3%, в 2011 году - на 2,1%, в 2010-м - на 0,4%... Взрывной рост перевалки в 2015 году стивидоры объясняют ростом импорта через южные ворота России в связи с изменениями маршрутов товаропотоков после введения в прошлом году продовольственного эмбарго по ряду товаров. Кроме того, в текущем году увеличился экспорт зерна, черных металлов, угля и других сырьевых грузов. Это связано с повышением спроса на отечественную продукцию со стороны Турции, Италии, стран Ближнего Востока и Северной Африки. Немаловажным фактором стал и отказ российских грузоотправителей от экспорта через украинские порты.

Что касается отдельных грузов, то, к примеру, рост в нефтеналивном сегменте связан с тем, что с января в стране были понижены вывозные пошлины на нефтегрузы (на $100 с каждой тонны нефти), в результате чего декабрьские объемы были фактически перенесены на январь.

Экспорт зерна прибавляет из-за высокого курса доллара, стимулирующего зернотрейдеров продавать продукцию на внешних рынках. По словам члена совета директоров "Зернового терминала КСК" (входят в группу "Делопорт") Дмитрия Панькова, перевалка зерновых грузов в прошлом году выросла более чем в два раза - с 1,3 до 2,8 млн тонн. Повышенные объемы идут и в текущем году.

По данным заместителя директора по коммерции и логистике компании "Новоморснаб" Алексея Гармаша, в Новороссийске активно увеличивается экспорт полимеров, хотя раньше порт в основном их импортировал. "В 2010-2012 годах полимеры ввозились в страну, а сейчас в России появились заводы по их производству, и у нас растет экспорт, превышающий импорт", - говорит он.

Железнодорожные планы

Прирост грузооборота на юге страны незамедлительно отразился на работе железной дороги. По словам заместителя начальника СКЖД Валерия Юсупова, прибавление объемов от месяца к месяцу создает определенные трудности для движения поездов из-за неритмичности их выгрузки. Для того чтобы решить проблему брошенных поездов, РЖД планируют построить терминально-логистические комплексы в районе Тамани.

С начала года объем перевалки в Туапсе вырос почти на 30%

"С учетом растущего грузопотока на станции Новороссийск и для повышения пропускной способности Таманского транспортного узла там планируется реконструировать существующую дорожную инфраструктуру. Таманский железнодорожный центр будет базироваться в районе станции Разъезд 9-й км сравнительно недалеко от станции Новороссийск", - говорит он. Там предполагается формирование тыловой инфраструктуры для обслуживания грузового района в целом, а также будет сформирована сеть терминальных комплексов, работающих со стивидорами по единой технологии, которая позволяет перенаправлять поезда в условиях, когда морские порты не справляются с их приемом. Таким образом, будет решаться проблема брошенных поездов. За счет новой инфраструктуры изменятся схемы транспортных потоков, подходящих к портам (автомобильная составляющая будет постепенно снижаться), и схемы прохождения таможенных процедур.

По данным Юсупова, в 2014 году объем грузооборота в припортовых станциях СКЖД составил 65,9 млн тонн, что на 8,4% больше, чем в 2013 году. По объемам среднесуточной выгрузки вагонов примерно 47% занимает Новороссийск, 20% - Туапсе, 11% - Грушевая, 10% - Вышестеблиевская, 13% - малые порты (станции Кавказ, Темрюк, Ейск, Таганрог, Азов). В части структуры трафика около 48% всех объемов занимают нефтяные грузы, 15% - черные металлы, 11% - зерно, 10% - уголь. В текущем году наиболее быстро растут объемы на станции Новороссийск.

Вместе с тем основные перспективы увеличения перевозок грузов в порты южного региона России связаны с вводом в эксплуатацию терминалов на Таманском полуострове, а также с увеличением грузопотока в сообщении с Крымским федеральным округом после окончания строительства транспортного перехода через Керченский пролив - утверждает Юсупов. По его данным, в рамках строительства морского порта Тамань в Краснодарском крае предусматривается как развитие уже существующих комплексов для перевалки сырой нефти и СУГ, так и возведение новых комплексов. Речь идет о строительстве сухогрузного района мощностью до 90 млн тонн, в том числе специализированных комплексов для перевалки угля, руды и серы, терминалов для перегрузки удобрений, зерна и генгрузов. При условии своевременной реализации всех запланированных мероприятий к 2020 году объемы железнодорожных перевозок грузов в сторону портов Азово-Черноморского бассейна могут увеличиться до 121,7 млн тонн, прежде всего за счет запуска Тамани.

Что касается непосредственно железнодорожной инфраструктуры, то РЖД для увеличения пропускной способности на подходах к портам планируют реконструировать участок от станции им. Максима Горького до станции Крымская, включая линию Котельниково-Тихорецкая со строительством обхода Краснодарского железнодорожного узла. Кроме того, на Таманском полуострове - на участке от станции Вышестеблиевская - планируется строительство вторых путей одновременно с устройством электроснабжения и электрификацией. "На сегодняшний день уже проведена комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Тимошевская с обходом Краснодарского узла и участка от станции 9-й км - Анапа - Темрюк - Кавказ (подробнее см., например, "Курс на Тамань" в "Транспорте" № 10, 2013 г.). Начата разработка проектно-сметной документации по обходу Краснодарского узла, который является сегодня камнем преткновения для движения грузопотока и реконструкции станции Тихорецкая. Разработан план электрификации Таманского полуострова вплоть до станции Кавказ", - перечисляет Юсупов. В 2014 году уже была введена новая станция Разъезд 9-й км, которая технологически увязана с пропуском грузов в сторону Новороссийска и портов Таманского полуострова, что позволит дополнительно перевезти более 3 млн тонн грузов.

По словам представителя СКЖД, в настоящее время первоочередной задачей является ввод вторых путей на участке от Тимашевской до Разъезда 9- й км, после чего пропускная способность увеличится там до 41 пары поездов в сутки.

В настоящее время на Таманский полуостров СКЖД возит грузы в адрес компании "Таманьнефтегаз". В первом квартале объем отгрузок там составил 2,4 млн тонн (+5%), из которых 1,3 млн тонн - мазут. По мнению Юсупова, "Таманьнефтегаз" в ближайшие годы будет развиваться как сухой порт, работающий с углем и серой.

Тамань нынешняя и будущая

По прогнозам Минтранса, к 2030 году грузооборот южных портов России с Крыма удвоится и превысит 400 млн твг. Главным образом это связано с развитием порта Тамань. Интерес к работе здесь проявляли "Евро- Хим", "Уралкалий", СУЭК, UCL Holding, "Металлоинвест", ОЗК, Global Ports, "Базэл", "Кузбассразрезуголь" и группа "Делопорт". Общая стоимость реализации проекта составляет 228 млрд рублей, из которых 76 млрд планировало вложить государство, остальное - инвесторы. Но сейчас в бюджете нет средств на проект, поэтому планы отложены до лучших времен. По данным СМИ, помощники президента Андрей Белоусов и Игорь Левитин предложили Владимиру Путину новые условия для реализации проекта: выделять на него бюджетные средства не раньше 2019 года и только при гарантии частных инвестиций, а также если не понадобятся дополнительные инвестиции для моста в Крым. Но и тогда Тамани обещают из бюджета не более 30,4 млрд рублей. Минтранс предлагает реализовать проект на условиях концессии и уже подыскивает концессионеров, в том числе и иностранных.

Впрочем, даже если Тамань к 2020 году не заработает, объемы перевалки в южных портах в любом случае прибавятся, так как практически все стивидоры, работающие в Новороссийске, собираются расширять собственные мощности.

Перспективы Новороссийска

По словам господина Панькова из группы "Делопорт", в планах у компании построить новый причал на контейнерном терминале НУТЭП, который единственный в Новороссийске сможет принимать суда до 10 тыс. TEU, что позволит увеличить мощность терминала с 350 до 700 тыс. TEU. "Мировые контейнерные линии для снижения издержек постоянно повышают вместимость контейнерных судов. Но, для того чтобы работать с такими судами, нужна соответствующая инфраструктура. Пока в Новороссийске нет ни одного причала для приема судов дедвейтом до 10 тыс. TEU. Мы планируем повышать вместимость контейнерных площадок, уже ввели в эксплуатацию два новых погрузочных крана и построили новую железнодорожную инфраструктуру", - говорит он. Также в планах компании увеличить обороты на зерновом терминале КСК с 3,5 до 5 млн твг за счет модернизации причалов, чтобы на один причал одновременно могли подходить два судна. Основную проблему для наращивания перевалки в "Делопорте" видят в медленном развитии автотранспортного комплекса на подъездах к порту и в целом рядом с Новороссийском. "Если РЖД строит пути и терминальные комплексы, то автомобильные дороги пока остаются слабым звеном для НМТП", - говорит Паньков.

По данным директора по развитию и линейным перевозкам RUSCON Андрея Нараевского, в декабре компания планирует запустить новый комплекс по перевалке удобрений, за счет чего Новороссийск сможет увеличить объемы экспорта грузов, которые раньше вывозились на Балтике.

По мнению генерального директора НМТП Султана Батова, большинство терминалов в Новороссийске являются неспециализированными и, чтобы повысить производительность труда и увеличить оборот порта, нужна их модернизация. Что касается взаимоотношений с РЖД, то здесь, по его словам, необходимо стремиться к тому, чтобы железнодорожники системно, на регулярной основе поставляли в порт всю номенклатуру грузов, а не как сейчас - если черные металлы разгружаются в порту, то доступ для цветных металлов и угля там закрыт. "РЖД технологически не могут завозить одновременно составы со многими грузами. Нерегулярность подачи вагонов и вывода порожняка со стивидорных комплексов также сильно влияет на нашу эффективность", - говорит он. Кроме того, в НМТП существуют большие планы по дноуглублению и модернизации причалов. В частности, компания планирует провести дноуглубление на контейнерном терминале, чтобы глубина у причальной стенки составляла 19 метров. В этом случае терминал сможет принимать океанские сервисы. "Пока они выгружаются в Турции и фидерами приходят к нам. Для работы с океанскими контейнеровозами закупается новая техника. Однако не решен вопрос, где взять 13,7 млрд рублей на дноуглубление. Придется за свой счет делать все - и дноуглубление, и технику менять, и модернизировать причалы", - говорит Батов.

В целом, по утверждению новороссийских стивидоров, в настоящее время объемы предложения на перевалку намного превышают технические возможности порта и подъездов к нему. Загрузка порта доходит до 110% терминальных мощностей.

Соответственно в ближайшие годы порт будет расти, но не вширь, а вглубь.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт06.06.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить