10.06.2015


Правительство подогревает спрос на перевозку по СМП

О возобновлении организации перевозок по Северному морскому пути говорят уже несколько лет подряд. Причем объем транспортировки грузов по данному маршруту пусть и с переменным успехом, но все-таки постепенно увеличивался. Однако в прошлом году рост замедлился. Сможет ли перевозка товаров по Севморпути вырасти до запланированных в проекте его развития объемов?

Глава российского правительства Дмитрий Медведев на этой неделе утвердил комплексный проект развития Северного морского пути. Он предусматривает, что за ближайшие 15 лет перевозки по данному маршруту увеличатся в 20 раз, до 80 млн т в год.

Напомним, что комплексный проект был разработан Минтрансом и предполагает обеспечение безопасности мореплавания, деятельности кораблей и судов Военно-морского флота, а также повышение надежности транзитных перевозок и транспортировки углеводородного сырья из мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе. Помимо этого, в рамках проекта предполагается сохранить северный завоз и защитить морскую среду от загрязнения. Срок реализации комплексного проекта - 2015-2030 гг.

"Для развития полярного моста необходим по-настоящему комплексный и масштабный проект, предполагающий крупные вложения, - государственная программа с привлечением профильных инвесторов и международных, например азиатских, операторов", - полагает доцент кафедры логистической инфраструктуры Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Леонид Шляпников.

По мнению руководителя подразделения Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, при всех своих недостатках Северный морской путь всегда будет пользоваться спросом. "Его использование сокращает расстояние на некоторых маршрутах в 2 раза. Например, из порта Гамбург до крупнейших гаваней Японии", - утверждает он.

Географически Северный морской путь представляет собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и западной частью Северной Америки. Так, расстояние от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке через Владивосток составляет 11 654 км, в то время как по Северному морскому пути через Архангельск - 9245 км, то есть на 2409 км, или 1300 морских миль, меньше. В настоящее время путь из Токио в Нью-Йорк через Панамский канал (18 тыс. км) или из Токио в Роттердам через Суэцкий канал (20 тыс. км) занимает около 40 дней. Если идти по Северному морскому пути, то оба расстояния сокращаются до 13 тыс. км. В таком случае дорога составит всего 25 дней.

Однако участники рынка считают, что для дальнейшего развития СМП необходимо модернизировать его морские порты и отгрузочные терминалы, а также начать строительство новых ледоколов и транспортных судов, создать технологический флот для геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе.

"В условиях гарантированного объема и известной структуры грузопотока проблема увеличения пропускной способности морских портов может быть решена достаточно быстро", - подчеркивает профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.

Дрейфующие льды и сравнительно низкая глубоководность ограничивают использование и вместимость судов. Однако при всех преимуществах данного маршрута транспортировка грузов по СМП может быть весьма непредсказуема в силу погодных колебаний, изменчивости ледового покрова. Также, по мнению участников рынка, рост перевозок по данному маршруту сдерживает то, что у зарубежных компаний нет собственного ледокольного флота, а арендовать российские мощности они не рискуют. "Перевозки через Северный морской путь из-за своей сложности вряд ли можно сравнить с возможностями Южного морского пути. Ведь для развития указанного направления нужно не только подготовить достаточное количество ледоколов, но и учесть ограниченный срок навигации", - комментирует представитель FM Logistic.

А вот что касается грузовой базы, то тут мнение у всех экспертов однозначно. "Увеличение перевозок стоит ожидать в первую очередь за счет экспорта сырьевых ресурсов", - выражает общую позицию А. Дьяконов.

По словам А. Кузнецова, минимальную грузовую базу СМП формирует политика РФ в отношении освоения Арктики. "Это промышленные, добывающие, снабженческие, разведочные и прочие грузы. Потенциальная база генеральных грузов в прямом направлении достаточно велика, как и навалочных - в обратном. Это, конечно, добавляет сложностей, поскольку транспортно-технологические системы для этих грузов различны", - добавляет он.

По мнению аналитиков отрасли, потенциальная грузовая база для северной ветви будет формироваться снабженческими и промышленными грузами из центральноевропейских областей России, отправляемыми для дальневосточных потребителей. Загрузка в западном направлении - морепродукты Охотского моря и Камчатки, а также концентраты горно-обогатительных предприятий Чукотки, Магаданской области и Камчатки. "Все эти грузы пригодны для транспортировки в контейнерах, что обеспечит минимизацию транзитного времени, сокращение расходов на грузовые работы в портах и практически полное исключение коммерческого брака при мультимодальной транспортировке грузов по схеме "от двери до двери", - поясняет А. Кузнецов.

По мнению участников рынка, транзитный потенциал СМП может раскрыться только в отдаленном будущем, пока же перевозки в акватории Северного Ледовитого океана будут подчинены внутриэкономическим интересам и направлены на реализацию проектов в Российской Арктике. Правда, нельзя не отметить, что, помимо торгового, СМП также имеет существенное стратегическое значение для России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.06.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить