02.06.2015


За деревьями леса не видно

Низкие закупочные цены на древесину в Китае привели к спаду перевозок

На динамику российского экспорта леса влияют спад на китайском рынке недвижимости, конкуренция со стороны альтернативных поставщиков древесины (Новой Зеландии, Канады, США) и укрепление курса рубля.

Круглого леса и пиломатериалов назначением в КНР через сухопутные пограничные переходы сети, по данным компании «ТрансЛес», за январь – апрель перевезено на 7% меньше, чем годом ранее. 

«Наибольшее снижение – на 12% – произошло в отгрузке с Красноярской дороги, что во многом связано с наибольшим расстоянием доставки. В свою очередь, отправки с Забайкальской, по которой транспортное плечо небольшое, увеличились на 18%», – уточнил исполнительный директор ООО «ТрансЛес» Алексей Барбариуш. 

С Дальневосточной магистрали за первые четыре месяца 2015 года отправлено 1,57 млн тонн лесных грузов. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 2,2%, однако динамика погрузки географически неоднородна. 

Так, в апреле в границах Комсомольского региона ДВЖД, где сосредоточены основные лесопогрузочные площадки Хабаровского края, погружено 235,3 тыс. тонн древесины и пиломатериалов. Это на 21,7% выше прошлогоднего результата. А во Владивостокском регионе (в пределах Приморья) объём погрузки сократился на 17,6% – до 104,3 тыс. тонн. По оперативным данным, спад продолжился и в мае. 

«Ослабление курса рубля в конце 2014 года сперва поддержало лесную отрасль: китайцы активно закупали древесину, – рассказал начальник Владивостокского агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) Сергей Большаков. – Начало 2015-го тоже было удачным (в январе рост погрузки лесных грузов в регионе составил почти 20%. – Ред.), но потом Китай стал снижать цену, и это отразилось на перевозке».

В Хабаровском крае, где динамика роста сохраняется, весной тоже возникли сложности с погрузкой лесопродукции. Лесные участки в зоне БАМа уже выработаны, рубка древесины ведётся всё дальше от магистральной инфраструктуры. Расстояние между верхними и нижними складами лесозаготовителей – минимум 90 км. Транспортная связь между ними затруднена. «Для нас это проблема номер один. Автовозные дороги размыло после таяния снега, которого этой зимой было очень много, плюс шли дожди», – пояснил начальник Комсомольского АФТО Демьян Бужевник. 

За 20 дней мая в Комсомольском регионе погружено 123,1 тыс. тонн лесных грузов, тогда как за тот же период 2014-го – 96,4 тыс., при этом и остатков леса больше, чем в прошлом году, – 147,5 тыс. тонн. 

Приморские лесники заготавливают главным образом такие ценные твёрдолиственные породы, как дуб и ясень, добавил он. Себестоимость производства продукции из них выше, нежели при работе с хвойным лесом, которым богат Хабаровский край. И уменьшение закупочной цены на древесину со стороны КНР особенно чувствительно для экспортёров Приморья, пояснил начальник АФТО. «В Хабаровском крае сосредоточены крупные лесопромышленные предприятия, продающие продукцию по «длинным» контрактам и фиксированным ценам. В Приморье же экспортом занимаются сравнительно небольшие компании, которым в условиях ценовых колебаний вести бизнес сложнее, – пояснил Сергей Большаков. – В мае по сравнению с апрелем цена упала на $60 за кубометр. Наши лесники говорят: пусть лучше лес стоит, чем продавать его по такой цене». 

О негативной тенденции свидетельствуют и в операторских компаниях. «Сегодня получаем письма от клиентов об уменьшении перевозок. Пока вывозится лес, вырубленный ранее, который просто испортится, если не продать сейчас», – сказал директор Дальневосточного представительства ООО «ТрансЛес» Сергей Ланкин. 

Погрузка на главное лесоэкспортное направление ДВЖД, погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР), за четыре месяца снизилась на 3,7% (до 1,2 млн тонн), в том числе в апреле – почти на 8%. Вместе с тем несколько оживились отправки экспортной лесопродукции в адрес морских портов: Ванинского торгового и Находкинского рыбного. 

Тем не менее первый заместитель начальника Дальневосточного ТЦФТО Алексей Лоншаков прогнозирует ориентировочно с августа активизацию погрузки лесных грузов на экспорт: «Во-первых, снижение цены на древесину частично обусловлено сезонностью, летом это происходит практически всегда. Безусловно, влияет и нестабильность курса рубля. Китайские потребители воспользовались текущей конъюнктурой и намного снизили цену, можно сказать, чересчур. Но стоимость со временем стабилизируется». 

Перевозчики в этой ситуации работают над качеством перевозки. «Слаженная работа с ОАО «РЖД», в том числе по увеличению маршрутных перевозок, тесное взаимодействие с грузоотправителями, ассоциациями лесопромышленников и лесоэкспортёров позволили нашей компании улучшить эксплуатационные показатели работы подвижного состава и пропускной способности инфраструктуры», – отметил Алексей Барбариуш. Он добавил, что даже в нынешних условиях оператор развивает географию перевозок, расширяет клиентскую базу. Так, в первом квартале 2015 года начаты перевозки лесных грузов в Сахалинском регионе ДВЖД. 

Справка «Гудка» 

В 2014 году на ДВЖД было погружено 4,2 млн тонн лесных грузов (на 11,2% выше показателя 2013-го), в том числе в адрес перехода Гродеково – Суйфэньхэ – почти 3,5 млн тонн (+17,7%). Более половины лесных перевозок на дороге обслуживают три оператора: ООО «ТрансЛес» (на конец 2014 года имел долю 37%), ООО «Мечел-Транс» (12,5%), ОАО «ПГК» (11,9%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить