08.05.2015


РЖД не хочет получать убытки

РЖД просит правительство в 2016 г. дать 140 млрд. руб. субсидий или повысить тарифы вместо 7,5% на 13-15,7%. Иначе компания окажется в убытках

Если тариф РЖД в 2016 г. будет повышен на запланированные 7,5%, то монополии будет нужно 140 млрд. руб. субсидий из бюджета на "поддержание финансовой устойчивости". Об этом говорится в обновленном финансовом плане РЖД на 2014- 2016 гг. (копия есть у "Ведомостей"). Компания предлагает и другие варианты, как избежать роста субсидий. Нужно повысить тарифы на грузоперевозки на 13%, тогда субсидий понадобится 67,5 млрд. руб., а если на 15,7% - то всего 24,1 млрд. руб., следует из документа. Только так РЖД в 2016 г. выйдет на безубыточный уровень. В 2015 г. монополия прогнозирует убыток в 32 млрд. руб., в 2014 г. он был 44,1 млрд. руб. В этом году тарифы РЖД повышены на 10% - больше, чем у других монополий.

Кто должен компенсировать убытки монополии - грузоотправители или государство, должны решить чиновники. Минэкономразвития знает об этих предложениях РЖД и с ними не согласно, говорит представитель министерства.

"По нашим расчетам, достаточно будет индексации 7,5% на следующий год и субсидии бюджета на уровне 20-30 млрд. руб.", - отмечает он. Представители других министерств, курирующих РЖД, - Минтранса и Минфина на вопросы "Ведомостей" не ответили.

В стратегии развития до 2020 г. РЖД также указывала на необходимость увеличения господдержки, чтобы не оказаться убыточной. Правда, там на 2016 г. РЖД просила в два раза меньше - 75 млрд. руб. (см. график). В своей стратегии РЖД напоминает, что государство уже предоставляло субсидии "на поддержание операционной деятельности": в 2010 г. - 54,2 млрд. руб., в 2013 г. - 23,7 млрд. руб. и в 2014 г. - 26,7 млрд. руб. Этого РЖД оказалось недостаточно, но дефицит средств компания ликвидировала за счет продажи "дочек" и дивидендов от них. Сейчас таких источников у РЖД уже нет, говорил ранее источник, близкий к монополии. Представитель компании от комментариев отказался.

Против роста тарифов на 13- 15,7% выступают грузоотправители. Такая индексация приведет не к росту погрузки, как прогнозирует РЖД, а к ее падению минимум на 5%, говорит сотрудник крупной компании-грузоотправителя. Дополнительная индексация тарифа на экспорт и укрепление рубля в этом году приведут к снижению прибыли у ключевых клиентов РЖД, отмечает он. В конце прошлого года РЖД увеличила стоимость экспортных перевозок на 13,4% (правда, в январе сократила надбавку для угольщиков до 1,3%).

С грузоотправителями соглашаются и операторы. По словам сотрудника крупной компании - железнодорожного оператора, дальнейший рост тарифов, который будет выражаться в двузначных числах, приведет к тому, что грузы еще быстрее будут уходить на альтернативные виды транспорта.

Но субсидиями на "поддержание финансовой устойчивости" РЖД в 2016 г. не ограничится. Еще 25 млрд. руб. компания рассчитывает получить из бюджета в качестве компенсации убытков от предоставления льготного тарифа пригородным перевозчикам и 166 млрд. руб. - на увеличение пропускных способностей инфраструктуры (в том числе 50 млрд. руб. - из фонда национального благосостояния). Из них 90,2 млрд. руб. пойдет на расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, 12,9 млрд. руб. - на Московский транспортный узел, 30,1 млрд. руб. - на Краснодарский транспортный узел и 18,5 млрд. руб. - на строительство дороги в обход Украины. Инвестпрограмма на 2016 г. - 501,7 млрд. руб. (в утвержденном в ноябре прошлого года варианте инвестпрограммы - 486,6 млрд. руб.).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости08.05.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить