31.03.2015


Цифровой код против контрафакта

Дополнительная маркировка основных деталей тележки вагона должна помочь бороться против контрафактной продукции и тем самым снизить аварийность из-за излома литья. Кроме того, маркировка может стать частью новой версии электронного паспорта вагона, что улучшит учет и контроль за использованием подвижного состава на сети РЖД.

Идея такой маркировки обсуждалась на заседании круглого стола "Современные системы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте", которое прошло в рамках V Международного форума "Безопасность на транспорте" в Санкт-Петербурге.

По словам вице-президента - исполнительного директора некоммерческого партнерства "Объединение вагоностроителей" Василия Варенова, это исключит появление сдвоенных номеров крупного вагонного литья. Специальная маркировка ставится на ключевые узлы деталей. Электронные маркировки считываются при осмотре подвижного состава с помощью недорогих приборов, затем полученные данные автоматически можно сравнить с заводскими.

Методика дополнительной защитной маркировки деталей вагонов уже утверждена НП "ОПЖТ", уточнил председатель подкомитета по вагоностроению комитета по грузовому подвижному составу НП "ОПЖТ" Дмитрий Лосев. По его словам, на заводах-изготовителях с помощью такой процедуры намерены повысить защиту от подделки идентификационных данных узлов и деталей грузовых вагонов. Методика нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов устанавливает общие требования к способу и порядку нанесения маркировки, чтобы исключить поступление на рынок контрафактной продукции.

В методике определен список обязательных узлов и деталей, которые должны иметь защитную маркировку, а также места ее нанесения. Основа защитной маркировки представляет собой код из 28 цифр. Внедрение методики направлено как на пресечение использования контрафактных деталей, так и на создание условий для контроля целостности комплектации узлов и деталей вагона при эксплуатации, а также их срока службы (ресурса).

Методика дополнительной защитной маркировки деталей грузовых вагонов внедряется ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ). На предприятии в список деталей к маркировке, предусмотренных методикой, включили еще и крупное литье, чугунные литые и износостойкие детали. Таким образом, список расширился на 14 позиций.

Разработан и запущен тестовый режим нанесения защитной маркировки с использованием лазерной и ударно-игольчатой технологии маркировки, сообщили на ТВСЗ. Цель данного этапа - отработать технологию нанесения защитной маркировки на различные материалы с разным качеством поверхности, проверить читаемость кода при массовом выпуске деталей, произвести настройку программного обеспечения и гарантировать сохранность базы данных.

Уже сегодня часть вагонов постройки ТВСЗ комплектуется из деталей, имеющих защитную маркировку. В 2015 году запланировано создание электронных паспортов сборочных единиц с занесением этих данных в электронную базу завода.

Дополнительная маркировка деталей вагонов может быть включена и в новую версию технического (электронного) общесетевого паспорта вагона, сообщил представитель ОАО "ВНИИЖТ". Такая инновация может появиться уже в среднесрочной перспективе. Новая версия техпаспорта разработана вагоностроителями совместно со специалистами ОАО "ВНИИЖТ". В него в таком случае будут внесены все промаркированные изделия.

Кроме того, как уточнили в ОАО "ВНИИЖТ", планируется создать сервисную систему считывания и технологию внесения изменений в электронный паспорт вагона по результатам технического обслуживания и ремонта грузового подвижного состава, а также систему обмена данными с Главным вычислительным центром ОАО "РЖД".

ОАО "РЖД" готово поддержать идею дополнительной маркировки литых деталей вагонов. По словам заместителя начальника департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Александра Косарева, в данном случае для перевозчика важнее всего оказывается уверенность в том, что подвижной состав, курсирующий на сети, не укомплектован контрафактными деталями. От этого зависит безопасность железнодорожных перевозок.

"В принципе, не имеет значения, где именно изготовлена тележка боковой рамы вагона. Гораздо существеннее свидетельство, что именно тот производитель, который указан на маркировке, дает гарантию качества продукции, используемой на железных дорогах", - отметил А. Косарев.

Вместе с тем ряд экспертов обратили внимание на отдельные нюансы, которые следует принять во внимание. В частности, система дополнительных электронных меток литья должна учитывать условия эксплуатации вагонов. Маркировки должны выдерживать воздействие агрессивной среды. Кроме того, они могут быть повреждены при осмотрах вагонов. Нельзя не сбрасывать со счетов и вероятность умышленной порчи меток при ремонтах, чтобы скрыть следы установки литых деталей сомнительного качества.

Кроме того, необходима единая маркировка вагонного литья на всех заводах, считает исполнительный директор СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" Дмитрий Королев.

"Одна из причин возникновения рисков, которые могут привести к аварийным случаям, - отсутствие единой системы маркировки для всех заводов, где выпускают литые изделия, - сказал он. - В результате в автоматизированных системах повагонного учета ОАО "РЖД" появляется подвижной состав, детали у которого имеют двойные номера. А такое литье в надзорных органах считают контрафактным". Дополнительно маркировать детали боковых рам тележки можно. Однако не менее важно унифицировать и учет литья.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру31.03.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить