18.03.2015


Консолидация парков возможна, но не по принуждению

Недавно в Минтрансе предложили обсудить целесообразность передачи ОАО "РЖД" в управление полувагонов, которые принадлежат частным операторам. Поможет ли это усовершенствовать технологию управления парком вагонов на сети? На вопросы ИА РЖД-Партнер.ру согласился ответить заместитель начальника Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" - начальник управления движения Анатолий Кужель.

- Анатолий Леонидович, раньше РЖД уже привлекали парк в управление по разным схемам. Например, был парк ВСП, агентская схема и технологический аутсорсинг. Как Вы оцениваете эффективность оборота вагонов на сети по этим схемам?

- Сегодня на российских железных дорогах более чем 1,8 тыс. собственников используют свыше 1,2 млн вагонов. Для ОАО "РЖД" каждый из них - объект управления, обладающий индивидуальной логистикой. На выбор маршрутов и графиков движения влияют факторы, которые зависят от коммерческих интересов операторов. Именно поэтому любая из ранее применявшихся моделей управления вагонными парками силами перевозчика на принципах балансового метода и консолидации парков (ВСП, агентская схема или технологический аутсорсинг) повышала эффективность их использования. Ведь у РЖД имелись подразделения, которые могли гарантировать концентрацию целого ряда функций, выстроить оптимальную логистику с учетом технологической целесообразности и рационального использования ресурсов инфраструктуры. Это позволяло достигнуть лучших результатов по сравнению с оперированием различными компаниями.

- Стоит ли попробовать какую-то другую схему консолидации? Минтранс предложил передать полувагоны ОАО "РЖД" в аренду. Может быть, параллельно стоило бы дополнительно изыскать еще и какие-либо другие способы оптимизации работы на сети, чтобы у операторов был выбор?

- Давайте уточним, что имеется в виду под инициативой Минтранса. Рядом СМИ было допущено некорректное толкование решений совещания, состоявшегося 9 февраля 2015 года у заместителя министра транспорта России Алексея Цыденова.

Фактически на нем отмечалось, что одной из мер, направленных на повышение эффективности управления вагонными парками, может стать передача в управление ОАО "РЖД" универсальных грузовых вагонов. В связи с этим РЖД, некоммерческим партнерствам "Совет операторов железнодорожного транспорта" и "Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" при правительстве РФ было предложено проработать возможность получения в аренду полувагонов, принадлежащих собственникам подвижного состава, а также определить предполагаемые сроки и условия этой аренды.

В то же время в РЖД не поступало официальных предложений о передаче какого-то конкретного вагонного парка в управление на каких-либо условиях от Минтранса, сообщества операторов или других организаций.

31 декабря 2014 года президентом РФ был подписан закон № 503-ФЗ о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта и ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ". Эти изменения как раз и направлены на обеспечение рационального использования ресурсов инфраструктуры, повышение ответственности грузовладельцев и операторов. Они являются результатом активного многолетнего взаимодействия ОАО "РЖД" с федеральными органами. Поправки в законодательство предусматривают право перевозчика перемещать вагоны, не задействованные в перевозочном процессе свыше установленного срока, на выделенные станции платного отстоя.

Подготовлены проекты правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки порожних вагонов, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа в согласовании перевозки, и ряда других документов.

Изменение нормативно-правовых условий стимулирует собственников определить количество грузовых вагонов, которое им требуется для перевозок, и заставляет владельцев вагонов оптимизировать схемы использования своего подвижного состава и искать способы повышения их эффективности. Уже сегодня некоммерческие партнерства операторов предлагают ОАО "РЖД" и Минтрансу рассмотреть методики определения потребного парка вагонов. А ведь еще полгода назад на расчеты железнодорожной науки, свидетельствовавшие об избытке парка, кроме ОАО "РЖД", никто и внимания не обращал. Соответственно, и меры принимать операторы не хотели.

В нынешних условиях наиболее рациональной схемой управления вагонным парком, на мой взгляд, является совмещение процесса непосредственного управления вагонами с формированием грузовой базы и ведения договорной работы с грузовладельцами, что возможно при консолидации парка перевозчиком.

- На каких условиях целесообразна такая консолидация?

- Для обеспечения оперативного и гибкого ценового реагирования на изменяющуюся конъюнктуру рынка и создания условий для справедливой конкуренции в сегменте услуг предоставления вагонов консолидация парка в управлении ОАО "РЖД" целесообразна, если только федеральные органы исполнительной власти примут решение о дерегулировании ценообразования на эти услуги.

Первым шагом в решении этого вопроса может стать предоставление ОАО "РЖД" права изменять уровень тарифов в рамках ценовых пределов, установленных ФСТ России в части вагонной составляющей Прейскуранта № 10-01, - аналогично существующим правилам тарифного коридора.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.03.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить