03.07.2014


Китайские вагоны: негативный настрой?

Растущий объем перевозок в Казахстане требует постоянного роста парка и обновления подвижного состава. Решить частично эту проблему попытались с помощью вагонов китайского производства. Однако несмотря на неплохие результаты, продемонстрированные опытной партией полувагонов из КНР, казахстанские операторы все же не заинтересованы их приобретать. Что является камнем преткновения на пути реализации конкретных сделок?

В настоящее время парк вагонов самого крупного оператора - АО "Казтемiртранс" (КТТ) - составляет порядка 65 тыс. ед. Средний возраст его вагонов - 22 года. Так, в 2013-2016 гг. в КТТ по сроку службы выбывает 9944 старых вагона, при этом компания планирует приобрести 9638 новых. В планы АО "НК "Казакстан темiр жолы" на текущий год входит закупка 1782 новых грузовых вагонов. Еще несколько лет назад проблему дефицита подвижного состава попытались частично решить с помощью вагонов китайского производства. В 2011-2012 гг. по результатам приемочных и эксплуатационных испытаний опытных полувагонов технической комиссией была допущена к эксплуатации партия полувагонов во внутриреспубликанское сообщение Республики Казахстан.

Всего начиная с 2011 года Казахстан закупил порядка 6 тыс. ед. подвижного состава. По словам представителя "Казтемiртранса", качество китайских вагонов лучше, чем украинских и российских, которые иногда приходят в республику с браком. Кроме того, эксплуатируемые на всех маршрутах во внутриреспубликанском сообщении полувагоны моделей 12-9920 и 12-9941 за время работы показали положительные результаты: по ним отсутствовали износы гребней колесных пар и трущихся частей литых деталей, а также не выявлено ни одного случая излома или дефекта литых деталей. По мнению оператора, подвижной состав китайского производства обладает рядом преимуществ. "Ходовая часть вагонов имеет принципиальные отличия: использование литых деталей новой усиленной конструкции, конических кассетных подшипников, скользунов постоянного контакта, высококачественных элементов в узлах трения - все это позволяет увеличить межремонтные пробеги до 500 тыс. км, исключить износ трущихся частей деталей и узлов, снизить расходы на ремонт и эксплуатацию в период жизненного цикла", - отметил оператор.

Однако положительные отзывы перевозчика и результаты испытаний вагонов китайского производства все же не подвигли других казахстанских операторов приобретать вагоны из КНР, полагающих, что низкая цена еще не является веской причиной для их покупки. Так, в компании "ОЛЖА" сообщили, что стоимость - пожалуй, единственное преимущество вагонов из КНР. Компания наотрез отказывается рассматривать предложения китайских производителей. Начальник управления подвижного состава АО "ОЛЖА" Нуржан Телагисов подчеркивает, что оператор отдает предпочтение надежным, проверенным партнерам, в числе которых китайские производители отсутствуют. Такой вывод компания сделала из опыта работы с литьем производства КНР.

В ТОО ENRC Logistics отметили как положительные, так и отрицательные стороны подвижного состава из КНР. Так, к основному преимуществу вагонов китайского производства в компании относят возможность применения современных тележек и колесных пар, укомплектованных кассетными подшипниками, межремонтный пробег которых составляет до 500 тыс. км. К недостаткам внедрения вагонов из КНР в Казахстане председатель правления ТОО ENRC Logistics Эдуард Каплан отнес прежде всего необходимость создания новой, отличной от существующей, ремонтной базы для ходовых частей вагонов, а также необходимость обеспечения специфичными запасными частями пунктов технического осмотра вагонов на всем протяжении маршрутов и на вагоноремонтных предприятиях. В компании отметили, что в 2012-2013 гг. цены на российские и украинские вагоны стали снижаться. К этому времени образовался профицит подвижного состава, поэтому необходимость в закупке его из КНР отпала сама собой.

Так что в настоящее время ряд операторов категорически отказываются рассматривать возможность приобретения вагонов китайского производства. Так, в ТОО "Исткомтранс", ТОО "Богатырь Транс", ТОО "Норд ТЭК", ТОО Petroleum сообщают, что в ближайшее время не планируют пополнять свой парк таким образом. В частности, в ТОО "Богатырь Транс" пояснили, что за период своей деятельности компания не рассмотрела ни одного предложения со стороны производителей вагонов из КНР.

Компания "Норд ТЭК" также без особого оптимизма отреагировала на возможность пополнения парка за счет вагонов из Поднебесной, объяснив свою позицию отсутствием надежности со стороны указанной страны-производителя.

В настоящее время в республике все больше акцентируют внимание на производстве собственных вагонов. Как сообщили в "Казтемiртрансе", с 2013 года оператор уже не приобретает вагоны зарубежных производителей. "Потребность в подвижном составе закрывает наша дочерняя структура - Казахстанская вагоностроительная компания", - поясняют в КВК. В 2012-м компания изготовила 1700 полувагонов, в 2013-м - 1501 полувагон.

Так что с учетом приоритета в пользу производителей вагонов из республики и снижением цен на российский и украинский подвижной состав можно сделать вывод, что в будущем спрос на вагоны китайского производства в Казахстане будет незначительным. Ряд препятствий для их внедрения, которые отмечают местные железнодорожные операторы, и их негативный настрой по отношению к китайским производителям тому подтверждение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру03.07.2014

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить