14.05.2014


Не поделили инфраструктуру

Поиск бюджетных средств для модернизации инфраструктуры Крыма привел к конфликту экспертов правительства РФ. Помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов предложил перенаправить в Крым 112 млрд бюджетных руб. с двух одобренных ранее правительством проектов. Речь идет о государственном участии в строительстве порта Тамань и моста через Лену около Якутска. Эту идею одобрили в Министерстве экономического развития. Минтранс и "Росморпорт" отказываются поддержать секвестирование существующих проектов.

Как стало известно 13 мая, в правительство РФ поступило письмо А. Белоусова, в котором помощник президента предлагает государству отказаться от участия в ранее одобренных федеральной программой "Развитие транспортной системы России до 2020 г." проектах по строительству сухогрузного порта Тамань и автомобильного моста через Лену, который должен связать Якутск с транспортной системой страны. Бюджетные доли в объеме 71 и 41 млрд руб. соответственно эксперт предлагает перенаправить на модернизацию инфраструктуры Крыма. По мнению автора письма, выгоды от строительства моста через Лену неочевидны, а порт Тамань вполне могут заменить пять крымских портов. При этом строительство моста предлагается перенести на более позднее время, а от участия в строительстве порта, который планировалось ввести в эксплуатацию в 2020 году, и вовсе отказаться.

ИТАР-ТАСС сообщило в тот же день, что эту идею поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев, который заявил, что дополнительные 112 млрд руб. в министерстве воспринимают как резерв средств, который можно направить в том числе и на Крым в дополнение к имеющимся в бюджете резервным 243 млрд руб. В МЭР подсчитали, что в течение 7 лет на инфраструктуру Крыма необходимо выделить около 400 млрд руб., из которых 200 млрд - на создание Керченского мостового перехода, а остальные - на прочие транспортные проекты.

Отметим, что это не первое предложение секвестирования одобренных ранее транспортных проектов в пользу Крыма. В марте рассматривались инициативы о переносе программы развития Мурманского транспортного узла, деньги с которой предлагалось направить на модернизацию Крыма. Но северный порт удалось отстоять из-за позиции руководства ОАО "Роснефть".

Мнения экспертов, опрошенных ИА "РЖД-Партнер.ру", разделились. Так, аналитик ФГ БКС Игорь Краевский считает, что после вхождения Крыма в состав РФ необходимость в строительстве нового порта в Тамани отпала. "У России появилось пять новых глубоководных портов, которые надо загружать, - пояснил он. - В этой связи тратить дополнительные средства на развитие Тамани является не совсем целесообразным".

С другой стороны, аналитик отмечает сложность ситуации и необходимость перспективного планирования развития черноморских портов. Ведь потенциал портов Крыма в конце концов упирается в пропускную способность Керченской переправы.

Изменение ранее утвержденных федеральных программ не самым лучшим образом влияет на развитие транспортной системы России, считает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин.

"Крым необходимо развивать, - сообщил Ю. Щербанин. - Но делать это нужно за счет резервов бюджета, а не урезая существующие транспортные государственные стратегии. Вероятно, можно найти деньги из других источников или обратиться к бизнесу". По его мнению, необходимость строительства порта Тамань и моста через Лену имеет свою логику и давно назрела.

Аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов уверен, что инвестиции в развитие крымских портов и сопутствующей инфраструктуры для достижения уровня перевалки в 66 млн т грузов в год окажутся для бюджета страны более высокими, чем предполагал проект порта Тамань.

"Потенциал роста грузооборота существующих портов Черноморского бассейна России практически исчерпан, - сообщил он. - Крымские порты вряд ли смогут соответствовать потребностям для существенного увеличения объема перевалки грузов, учитывая сложность их доставки и необходимость больших инвестиций в инфраструктуру. Порты Кубани расположены более удобно географически и в перспективе будут обладать большей пропускной способностью".

С мнением большинства опрошенных ИА экспертов фактически согласились в Институте проблем естественных монополий. До тех пор, пока не будет обеспечен стабильный железнодорожный подход из центральных, уральских и сибирских регионов России к портам Крымского полуострова, порты Краснодарского края, в том числе Тамань, будут востребованы, считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Поликарпов. Эксперт уверен, что в случае прекращения государственного участия в развитии Тамани возврат уже вложенных в порт средств будет очень осложнен.

Но даже и в этом случае государство может не отказываться окончательно от кубанского порта, заявил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, порт Тамань невозможно закрыть, так как он работает уже с 2009 года. Сегодня основными инвесторами гавани являются ОАО "Тольяттиазот", ЗАО "Таманьнефтегаз" и ООО "Пищевые ингредиенты", которым принадлежат терминалы суммарной мощностью до 20 млн т в год. По мнению аналитика, государственная поддержка порта возможна не только в денежной форме. Например, государство может предоставить инвесторам гарантии для получения банковских кредитов. "Важность Тамани ничуть не меньше, чем портов Крыма, так что замораживать его строительство не только неверно, но даже опасно и вряд ли стоит останавливать реализацию данного проекта", - считает Д. Баранов.

Министр транспорта Максим Соколов высказал мысль о том, что у порта Тамань есть будущее в виде составной части большой Керченской портовой агломерации. И хотя сам министр воздержался от критики идеи о прекращении государственного участия в развитии порта, ИТАР-ТАСС приводит слова источника в Минтрансе, который утверждает, что в министерстве относятся к этой идее неодобрительно, а "Росморпорт" подготовил отрицательную экспертизу.

Позиции сторон сегодня уже понятны, и каждая из них имеет собственную логику. Ожидается, что окончательное решение правительство будет принимать на выездном совещании под руководством премьера Дмитрия Медведева 2 июня в Новороссийске.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.05.2014

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить