14.05.2014


Небольшой плюс

Чехарда с показателями промышленного развития страны заставляет РЖД опираться на собственные возможности в прогнозировании экономики. И перспективы ее развития оказываются выше, чем в данный момент прогнозирует Минэкономразвития.

В ОАО «РЖД» полагают, что до 2017 года грузовая база сохранит положительную динамику. Как заметил на заседании Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» генеральный директор ОАО «Институт экономики и транспорта» Федор Пехтерев, определение перспектив грузовой работы железнодорожного транспорта как обслуживающего промышленность зависит от прогнозов Минэкономразвития. Однако они очень сильно меняются. Так, в марте 2013 года правительством был утвержден «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года», однако уже в ноябре того же года с учетом изменения тенденций в экономике он был пересмотрен. Отклонения по итогам прошлого года составили 0,5% ВВП и 0,4% по промышленному производству. Переоценен на 3,1% оказался выпуск продукции в металлургической отрасли, зато на 1,6% недооценили химическое производство.

В апреле уже этого года Минэкономразвития подготовило сценарные условия прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период 2014–2017 годы. Здесь в качестве базового варианта выбран уже умеренно оптимистический сценарий, который предполагает рост ВВП в 2014 году лишь на 1,1%, промышленного производства – на 1,3%. В консервативном сценарии стоят показатели 0,5% и 1% соответственно. С 2015 по 2017 годы намечается некоторый рост ВВП и промышленного производства, но все эти цифры (даже самые оптимистичные) колеблются в пределах 1,8–2,5%.

Тем не менее контрольные цифры, которые обсуждались на совещании в правительстве в середине апреля, оказались еще ниже, чем консервативный сценарий. Поэтому кабинет министров не принял прогнозы МЭР, отправив их на доработку. Скорее всего, они будут рассматриваться в конце мая – начале июня.

«Рост промышленного производства в прогнозах МЭР практически полностью базируется на динамике сырьевых отраслей, – говорит Федор Пехтерев. – Таким образом, формируется негативная тенденция, при которой значимость сырьевого сектора не только не снижается, но и продолжает расти. Так же и в долгосрочном прогнозе до 2030 года МЭР пересмотрело темпы роста ВВП и промышленного производства именно за счет сокращения в отдельных перерабатывающих отраслях.

А прогноз по добыче полезных ископаемых изменений не претерпел. Таким образом, учитывая структуру грузовой базы и этот прогноз, в перспективе можно ожидать развития грузовых железнодорожных перевозок в стране».

Со своей стороны, РЖД, опираясь на то, что имеют производственные связи с компаниями, представляющими более 70% российской экономики, и на разработку собственных методов прогнозирования, откорректировали долгосрочный прогноз по объемам перевозок грузов на железнодорожном транспорте до 2030 года, который ранее был подготовлен Институтом экономики и транспорта совместно с Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН и Советом по изучению производительных сил (СОПС). Прогнозы по отраслям показали, что к 2017 году грузовая база компании вырастет с нынешних 1,392 млрд тонн до 1,5 млрд (5–6%). Тенденции первого квартала этого года, когда рост перевозок превысил прошлогодние показатели, дают основания надеяться, что этот прогноз более точен, чем в МЭР, которые предполагают (по крайней мере пока) дальнейшее замедление развития.

Как говорит Федор Пехтерев, в институте при определении перспектив развития грузовой работы железнодорожного транспорта в части грузовых перевозок используется сложный расчетный комплекс, предполагающий использование достаточно большого набора данных из источников, отражающих перспективное развитие элементов экономической системы на разных уровнях. Объем использованных данных, а также сложность специально разработанного модельного инструментария определили общее качество работы и степень обоснованности итоговых прогнозных показателей. Оценка перспективных объемов железнодорожных перевозок грузов выполняется на основе использования комплекса балансовых межотраслевых и межрегиональных моделей, а также информации об имеющихся инвестиционных планах крупнейших грузоотправителей и грузополучателей.

Расчеты по определению перспектив развития объемов перевозок грузов выполняются на базе комплексного инструментария, который выстраивает прогноз спроса и предложения по важнейшим видам грузов на базе прогноза развития российской экономики и отдельных отраслей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.05.2014

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить