12.05.2014


Куда поплывет рыба

Новый рыбопромышленный кластер в Приморье обещает стать главным рыбным центром в стране с портовыми, холодильными мощностями и площадкой для аукционной торговли. Однако его эффективность для бизнеса пока остается под вопросом

Большая часть рыболовецкого флота устарела 

Дальний Восток — главный регион по вылову рыбы в нашей стране, однако сейчас большая часть рыбы в сыром виде уходит в Китай и Южную Корею. Попытка изменить ситуацию административными мерами ни к чему не привела: вступившие в силу поправки в Закон № 166-ФЗ об обязательности доставки улова в порты не дали результата: рыбаки декларируют продукцию на родном берегу, а потом без выгрузки направляются в крупнейшие современные мировые рыбопромышленные центры. Сегодня мы должны создать условия для рыбаков, чтобы и на нашей территории были выгодны хранение, переработка и реализация рыбопродукции. Для этого мы намерены взять лучшие технологии в мире и внедрить их у себя. Так мы не только увеличим прибыль российской рыбной отрасли, но и сможем быть на шаг впереди стран-конкурентов», — говорит директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Александр Передня, представляя корреспонденту журнала «Эксперт» новый проект рыбопромышленного кластера во Владивостоке. Проект близится к финальному завершению концепции — до лета должны быть разработаны его финансовая и бизнес-модели.

Выбор места для создания самого масштабного рыбного комплекса в стране не случаен — на Дальнем Востоке вылавливается порядка 70% всей российской рыбы и морепродуктов (в 2013 году — 2,2 млн тонн). Владивосток, где и планируется создать кластер, — самый большой портовый город на Тихоокеанском побережье; он находится на юге Приморья и удачно расположен по отношению к странам ЮВА. Когда российские рыбаки вылавливают рыбу в Беринговом, Японском и Охотском морях и отправляют ее на экспорт, то обязательно проходят мимо этого порта.

В настоящее время стоимость нового проекта оценивается в 39 млрд рублей, из которых на долю бизнеса планируется 25 млрд рублей инвестиций. Строительство запланировано в три очереди, в перспективе комплекс сможет обслуживать практически весь оборот рыбопродукции Дальнего Востока: переработка составит от 80 до 200 тыс. тонн, перевалка, логистика, хранение — от 320 до 800 тыс. тонн, торговля без перевалки на комплексе добавит еще 1 млн тонн. На обслуживание такого рыбного кластера потребуется 1,5–2 тыс. человек. По экспертным оценкам местной администрации, при обсуждаемых сегодня льготах и преференциях, которые могут быть введены на данной территории, частные инвестиции окупятся через 12 лет.

Бутылочное горло

Необходимость создания рыбного кластера, по мнению администрации Приморского края, вызвана несоответствием существующих в рыбной отрасли инфраструктуры и логистики, доставшихся рыбакам с советских времен, сегодняшнему рынку. Основные фонды рыбной отрасли вписывались в четко выстроенные цепочки планово-распределительной системы: судно еще не успевало выйти в рейс, а все уже знали, сколько будет выловлено рыбы, когда должен подойти железнодорожный состав, на какой перерабатывающий завод поступит сырье и куда отправится готовая продукция. Под эту логистику и выстраивали инфраструктуру — например, холодильные терминалы в портах были лишь элементом поддержания грузооборота, а крупные складские мощности находились не в местах вылова, а в пунктах с наибольшим количеством потребителей, в основных крупных городах.

Александр Передня уверен, что развитие конкуренции позволит снизить цены на хранение и перевалку рыбы 

При современной структуре рынка, когда рыбакам приходится самим задумываться о сбыте продукции, оказалось, что холодильных мощностей в портах не хватает — сегодня совокупные холодильные мощности портов Приморского края не превышают 60 тыс. тонн, чего для годового оборота продукции дальневосточного бассейна, составляющего около 2 млн тонн, явно недостаточно. Особенно остро ситуация проявляется в периоды массовых путин — минтаевой, лососевой, сельдевой. Во время этих всплесков хорошо видны «бутылочные горла»: продукция поставляется, а сбыта нет. За этим сразу следует реакция других участников рынка: из-за дефицита мощностей портовики устанавливают прогрессивную ставку за хранение продукции — от 23 до 60 руб. за тонну в сутки (в разгар путины дороже), перевозчики увеличивают стоимость рефсекций (контейнеры с холодильным оборудованием) с 900 тыс. до 2,2 млн рублей.

Узкие места российской рыбной логистики хорошо известны соседним странам. Только в портах Южной Кореи холодильные мощности составляют порядка 1,5 млн тонн, и уже давно не секрет, что отчасти они выстроены под нужды наших рыбаков. Такие производственные комплексы не только позволяют обеспечивать длительное хранение продукции по приемлемым ценам, но и предоставляют рыбакам весь спектр сопутствующих услуг: снабжение судов, ремонт, смену экипажей, аукционные площадки рыбопродукции для покупателей всего мира. «Если у наших рыбаков объемы вылова большие и требуют хранения, то им приходится играть в рулетку. К примеру, цена на палтуса в России бывает выше, чем в странах Азии, но рынок у нас короткий, наполняется буквально за две недели, а потом можно несколько месяцев ждать оптимальной цены. Вернуть рыбу, которая уже вывезена на склады других стран, по российскому законодательству невозможно. Если же рыбаки будут хранить продукцию в новом рыбопромышленном кластере в Приморье, то они спокойно смогут решать, когда им отправлять свою продукцию на внутренний рынок, а когда — на экспорт», — объясняет Александр Передня.

В качестве консультантов, занимающихся разработкой нового кластера, была выбрана японская проектная организация Nomura Research Institute. Изначально к проекту привлекались и другие организации — из Китая и Южной Кореи, а также компания Ernst & Young, но в итоге решили остановиться на японских специалистах. «У японцев другой менталитет, они чувствуют рыбу сердцем и очень технологичны. Во-первых, нам не придется изобретать велосипед, и мы получим возможность пользоваться последними достижениями в области логистики, оперирования грузов и проч. Во-вторых, как только стало известно, что наш кластер консультирует японский проектный институт, мы почувствовали активность иностранных инвесторов», — говорит Александр Передня.

Прежде всего привлекать инвесторов в рыбопромышленный кластер будут специальными льготными условиями. Новая площадка станет работать по типу портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). На данном этапе рассматриваются варианты оказания государственной поддержки в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат на уплату лизинговых платежей при проектировании и строительстве объектов комплекса. Если говорить о российских инвесторах, то кластером уже заинтересовались камчатские рыбаки, они хотят поставить там собственные холодильные мощности.

Александр Ефремов считает, что первым делом нужно восстановить принадлежащие государству причальные стенки в портах 

Кроме того, администрация Приморского края предлагает рассматривать новый кластер как часть плана по стратегическому развитию территории. «Мы хотим создать крупнейший проект в нашем регионе, в рамках которого и будет развиваться рыбопромышленный кластер, — поясняет Александр Передня. — На этой территории планируется не только заниматься рыбным хозяйством, но и развивать другие направления, например выращивать крупный рогатый скот, сеять зерно. Все это даст нам синергетический эффект».

На данном этапе консультанты Nomura уже разработали концепцию строительства рыбохозяйственного кластера и выбрали, на их взгляд, наиболее подходящую площадку в районе бухты Суходол. В числе основных ее преимуществ — расположение вблизи агломерации Владивосток—Артем, наименьшие затраты на строительство инфраструктуры (по сравнению с другими площадками), возможность организации марикультурной (выращивание рыб и молюсков) деятельности и проч.

Модернизировать старое или построить новое

Впрочем, участники рынка к появлению нового рыбопромышленного кластера в Приморье относятся неоднозначно. Прежде всего они критикуют финансовый размах будущего проекта: громадные государственные вложения в строительство порта, автомобильной и железной дорог могут не окупиться. Говорят, что в том же южнокорейском городе Пусан, где построен крупнейший в мире рыбопромышленный комплекс, местная мэрия вот уже шесть-восемь лет пытается продать его инвесторам, но безуспешно, предприятие существенно недозагружено. При не до конца проработанной идее с кластером во Владивостоке может произойти то же самое.

Сомневаются игроки рынка и в выборе площадки для будущего кластера. Приглянувшаяся японцам бухта Суходол находится примерно в 100 км от Владивостока, рядом с неблагоприятным соседом — угольным терминалом. При этом в 30-километровой зоне от города существуют свободные площадки в промзоне, которые уже соединены с рыбными терминалами морских портов железнодорожными путями и удобными автомобильными трассами, построенными к недавно прошедшему саммиту АТЭС.

Непонятны предпринимателям и масштабы выбранной площадки. «Для производства 200 тысяч тонн рыбопродукции в Приморье почему-то требуется 200 гектаров, тогда как крупнейшие мировые рыбоперерабатывающие комплексы производят аналогичные объемы на гораздо меньших площадях, — комментирует исполнительный директор Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. — Например, датская рыбоперебатывающая фабрика Royal Greenland выпускает 60 тысяч тонн готовой рыбопродукции (сейчас весь Приморский край производит такой объем) на площади 2,6 гектара. Крупнейшая китайская фабрика в Циндао с 300 тысячами тонн готовой рыбопродукции расположена на 15 гектарах. Если следовать этой логике далее, то появляются и другие вопросы: например, зачем нужна энергетическая мощность 50 мегаватт, если весь город Владивосток с населением около 700 тысяч человек и промышленными объектами потребляет менее 200 мегаватт».

В целом же аналитики оценивают появление нового кластера позитивно. «Идея создания кластера зрела давно, потому что мы сейчас на своем сырье зарабатываем всего 15% от того, что могли бы, остальное дарим загранице. Эту ситуацию можно разрешить лишь единственным способом — развивать на территории РФ производства с глубокой переработкой, повышать эффективность логистики и торговли. Но при появлении столь масштабного проекта важно понимать, что мы можем снизить затраты, задействовав уже имеющиеся мощности, доставшиеся с советских времен», — уверен генеральный директор компании Engineering & Development Антон Сухоруких. По его мнению, в строительстве нового порта нет явной необходимости — действующие порты в Приморье уже переваливают свыше 650 тыс. тонн рыбопродукции и при весьма экономной модернизации смогут переваливать свыше миллиона тонн.

Задача нового рыбопромышленного кластера — выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью 

Действительно, если взять Владивостокский морской рыбный порт (ВМРП), то в настоящее время его акционеры разрабатывают проект стоимостью 7 млрд рублей по модернизации порта — сооружению нового холодильника, расширению контейнерного терминала и оборудованию «сухого порта». «Наш проект комфортного хаба на Дальнем Востоке уже начинает свою работу. Если раньше у нас был только морской терминал, все грузы шли напрямую в порт и у нас была сильная загруженность подвижного состава, то сейчас мы расширяемся за счет сухого терминала — это своего рода большой складской и диспетчерский пункт распределения грузов, который находится вдали от моря, но рядом с железнодорожной станцией. Мы можем отправить контейнеры на хранение в сухой терминал, а затем за сутки до отправления груза на машинах быстро перевезти их в морской порт. За счет такой оптимизации мы уже в самое ближайшее время удвоим, а то и утроим наши объемы», — рассказывает член совета директоров ВМРП Дмитрий Дорошенко.

Что касается большинства рыбаков, опрошенных нами, то они готовы участвовать в новом проекте, если это будет экономически оправданно. «Идея кластера нам нравится, но из того, что сейчас заявлено, непонятна его конкретная бизнес-идея. С кем мы можем объединиться, на какой почве и что будет являться ключевым фактором? Нашей компании нужны холодильные мощности, и если они появятся в кластере, то мы будем хранить там рыбу. Сейчас в правительстве много говорят о помощи рыбакам, но вот уже пять лет мы ожидаем субсидий для строительства холодильников под рыбопордукцию, а их до сих пор нет. В моем понимании более ценным было бы восстановить ту причальную структуру, которая сегодня работает в критическом состоянии», — говорит генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов.

На претензии рыбаков у местных властей есть свои возражения. «Работающий сегодня во Владивостоке рыбный порт расположен в центре города, рядом с театрами и парками. А это неправильно. Мы должны вывести холодильники и переработку в промзону, которая находится в часовой доступности от аэропорта», — говорит Александр Передня.

Кроме того, в администрации края говорят, что старые предприятия должны находиться в конкурентных условиях, чтобы они не устанавливали спекулятивных цен. «Наша задача — чтобы и старые, и новые предприятия могли конкурировать на равных», — поясняет господин Передня.

Безусловно, местным властям легче создать новый комплекс с нуля в чистом поле, чем разработать проект частно-государственного партнерства с уже состоявшимся в регионе бизнесом и направить бюджетные инвестиции на модернизацию существующих объектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт12.05.2014

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить