17.04.2014


ОЭЗ Владивостока: двухмесячная готовность

О возможности создания особой экономической зоны во Владивостоке стало известно совсем недавно, когда Министерство экономического развития впервые объявило о подготовке к ее открытию на базе существующей площадки компании Sollers, российского производителя автомобилей. Уже 16 апреля поручение президента о начале ее работы с 15 июня сего года было опубликовано на сайте Кремля. Времени на подготовку осталось очень мало, однако рабочие материалы по созданию ОЭЗ пока что не покинули коридоры МЭР.

Информация о сроках начала работы особой экономической зоны появилась утром 16 апреля в разделе "Поручения президента РФ" на сайте Кремля. "С учетом ранее данных поручений президента Российской Федерации создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа во Владивостоке и обеспечить финансирование мероприятий по строительству объектов ее производственной инфраструктуры" - говорится в документе. Срок исполнения определен к 15 июня 2014 года. Однако как удалось разобраться ИА "РЖД-Партнер.ру", несмотря на то, что срок окончания работ по открытию ОЭЗ уже определен, сроков начала работы по ее созданию не знают даже в компании, которая, по планам, должна ею управлять.

Работы по подготовке и обоснованию создания ОЭЗ промышленно-производственного типа на Дальнем Востоке проводились экспертами Министерства экономического развития. Как стало известно еще в конце марта, по итогам состоявшегося в правительстве РФ совещания, МЭР подготовило обоснования создания зоны, где управляющей компанией должен был стать российский производитель автомобилей - компания Sollers, - которому принадлежит российская марка "УАЗ", а также СП по сборке в РФ автомобилей под брендами Isuzu, SsangYong и Fiat. ООО "Соллерс - Дальний Восток", как сообщало МЭР, брало на себя функции управляющей компании и обещало инвестировать в ее создание 20,6 млрд руб., а также привлечь не менее 50% внебюджетных инвестиций в проект. "Завод Mazda Sollers выделит 15,8 млрд руб., логистический комплекс PacificLogistic - 3,7 млрд руб., производители автокомпонентов (компании Японии и Южной Кореи) - 1,1 млрд руб." - говорилось в пояснительной записке министерства к заседанию правительства.

В компании Sollers нашему корреспонденту подтвердили готовность приступить к работе по организации особой экономической зоны во Владивостоке. "Да, мы признаем, что Sollers является одним из инициаторов создания и возможным кандидатом на управление ОЭЗ во Владивостоке, но говорить об этом можно будет только после официального решения правительства, - отметила PR-менеджер компании Елена Тарасенко. По ее словам, даже несмотря на распоряжение президента, компания начнет работу только на твердом правовом фундаменте.

"Мы заинтересованы в привлечении зарубежных и отечественных компаний, производящих автокомпоненты, для развития автомобильного производства на Дальнем Востоке. Условия ОЭЗ будут наиболее оптимальными для создания соответствующей инфраструктуры", - сообщила представитель компании.

О том, что деятельность по созданию ОЭЗ во Владивостоке еще не получила практической реализации, косвенно подтверждают и источники редакции в ОАО "РЖД". Так, например, в ОАО "Институт экономики и развития транспорта" - филиал ОАО "РЖД" не поступало каких-либо заявок на выдачу технических условий на присоединение к путям общего пользования и информации о планах по росту грузоперевозок железнодорожным транспортом ни от государственных, ни от частных компаний, работающих над созданием ОЭЗ Владивостока.

Алексей Замковой, заведующий отделением развития транспортного рынка ИЭРТ, сообщил, что на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов ОАО "РЖД" в настоящее время реализует широкомасштабный проект по реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на период 2013-2017 гг. стоимостью 562 млрд руб. и в его рамках осуществляется ряд мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции железнодорожной инфраструктуры. В силу этого в ИЭРТ пока не готовы оценивать степень дополнительной загрузки железнодорожного транспорта при реализации планов Минэкономразвития. "Если организаторы ОЭЗ планируют задействовать железнодорожный транспорт в своем проекте, необходимо предоставление в ОАО "РЖД" данных о планируемых объемах завоза и вывоза грузов железнодорожным транспортом с указанием основных направлений перевозок", - предположил А. Замковой.

Есть у экспертов института расхождение с чиновниками в оценках готовности транспортной инфраструктуры Владивостока к работе промышленной ОЭЗ. По сообщению пресс-службы МЭР, там прогнозируют привлечение дополнительного грузооборота около 300 тыс. TEU в год в порту Владивостока. Новые объемы будут перерабатываться на частном контейнерном терминале в пределах экономической зоны, которая одной из своих границ выходит на акваторию бухты Золотой Рог. "На территории ОЭЗ будет находиться собственная портовая инфраструктура, включающая причальную стенку и контейнерный терминал, который будет располагать достаточными площадями для обработки контейнерных грузов потенциальных резидентов, - рассказала помощник министра Елена Лашкина в беседе с корреспондентом ИА "РЖД-Партнер.ру". - Сегодня в этом районе уже находится частный контейнерный терминал, который будет расширен за счет частных инвесторов - резидентов ОЭЗ".

По информации Е. Лашкиной, при разработке проекта ОЭЗ министерством был проведен комплексный анализ потребностей проекта в транспортной инфраструктуре, исходя из планируемых грузопотоков резидентов ОЭЗ. "Анализ показал, что существующая во Владивостоке железнодорожная инфраструктура в целом обеспечивает перспективные потребности - подъездные железнодорожные пути связывают территорию ОЭЗ с двумя станциями - Гайдамак и Мыс Чуркин", - добавила помощник министра.

А. Замковой считает, что станция Гайдамак Владивостокского узла ДВЖД не является крупной (она состоит всего из четырех путей) и если там планируется значительный объем грузовой работы, то, скорее всего, потребуется ее развитие.

Источник редакции в Минтрансе комментировать ситуацию отказался, сославшись на то, что создание и деятельность особых экономических зон - это область компетенции Минэкономразвития, но заметил, что никаких рабочих групп или комиссий, имеющих отношение в проекту во Владивостоке, в рамках министерства нет. "При необходимости они будут организованы", - заявил он.

Увеличение грузового потока как морского, так и железнодорожного транспорта в случае начала работы ОЭЗ во Владивостоке прогнозирует и руководитель комиссии по железнодорожному транспорту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", член правления организации Глеб Киндер. "Способность железнодорожной станции Гайдамак обслуживать новое производство будет зависеть от современной загрузки, - сообщил он корреспонденту ИА. - Если сегодня есть резервы ее пропускной способности, то увеличить их возможно без существенных материальных вложений. Если станция перегружена, то ее развитие в городской черте потребует более серьезных инвестиций".

Эксперты не готовы прогнозировать возможную нагрузку на транспортную сеть региона без объявления ожидаемых объемов производства, но исходя из значимости заявленной правительством борьбы с автомобилями с правосторонним расположением рулевого колеса, предполагают, что выпущенные Sollers автомобили будут доставляться потребителям в пределах Сибири и Дальнего Востока.

О сроках появления официального документа о создании ОЭЗ собеседники ИА говорить отказались, но судя по тому, что на нее обратил внимание непосредственно президент страны, можно предположить, что соответствующее постановление правительства появится в ближайшее время.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.04.2014

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить