24.12.2012


Ж/д операторы могут лишиться части парка: правительство обсуждает варианты, как сократить число вагонов в сети РЖД

Правительство прорабатывает варианты сокращения количества железнодорожных вагонов в сети РЖД. "Сейчас мы получаем сигналы, что порядка 200 000 вагонов лишние на сети, мешают продвижению грузов и пассажирских поездов", - заявил министр транспорта Максим Соколов ( его цитаты - по "Интерфаксу"). Рассматривается два варианта, как сократить число вагонов, отметил он: убрать из сети старые вагоны и выдавать операторам квоты на подвижной состав.

Избыточное число вагонов - одна из причин снижения скорости движения, констатирует представитель РЖД. В 2011 г. резко снизилась скорость движения поездов между станциями. Если в 2010 г. этот показатель сократился на 1% (до 41,2 км/ч без учета сортировки), то в 2011 г. - на 10% (до 37,1 км/ч), говорится в отчете РЖД. Такой проблемы не было, пока большая часть вагонов была в собственности РЖД, с появлением большого числа частных операторов в сети возник избыточный парк и вагоны начали мешать друг другу, отмечает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

Один из вариантов оптимизации числа вагонов - ограничение их службы "одним сроком или двумя", заявил Соколов. Сейчас нормативный срок службы полувагона (самого массового из типов подвижного состава) - 22 года, цистерны - 32 года, зерновоза - 30 лет. Но, отремонтировав вагон, можно дважды продлить срок его службы - наполовину от нормативного. То есть максимальный срок службы полувагона может быть продлен до 44 лет.

Сейчас в сети более 25% вагонов, срок службы которых уже однажды был продлен, констатирует Бурмистров. В основном это парк крупнейших операторов, отмечает эксперт: UCL Rail ( Первая грузовая компания, ПГК, и Независимая транспортная компания) Владимира Лисина, Федеральная грузовая компания ( принадлежит РЖД), "Нефтетранссервис" (НТС) и "Русагротранс" (последние два приобрели большую часть парка у РЖД на аукционах). Представители ПГК, НТС на вопросы "Ведомостей" не ответили. Представитель "Русагротранса" от комментариев отказался.

Второй вариант оптимизации численности парка - выдавать операторам квоты на "номера" вагонов, "как это делают азиатские страны в части количества автомобилей в городах", рассказал Соколов. " Может быть, и мы определим количество " номеров " на сети, а собственники вагонов под эти "номера" соответствующий подвижной состав будут подгонять", - уточнил министр. Не исключено, что номера вагонов, дающие право работать в сети, будут выставляться на аукцион, как практикуется с автомобилями, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Представитель Минтранса не стал это комментировать.

Если правительство выберет этот вариант оптимизации парка, операторы, скорее всего, будут заниматься перевозками в странах СНГ, некоторые из них уже имеют там "дочек", полагает Бурмистров. Вариант с запретом на продление срока службы вагонов выгоден производителям подвижного состава, спрос на продукцию которых упал, добавляет эксперт.

Главная проблема сокращения скорости перевозок не в увеличившемся парке, а в плохом качестве диспетчеризации, так что у РЖД есть внутренние ресурсы для улучшения работы, добавляет гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Локомотивы останутся у РЖД

Минтранс пока не готов сказать, что рынок локомотивной тяги в России будет либерализован в 2013 г., сообщил Соколов. Появление частных локомотивов нужно, чтобы создать рынок локальных перевозчиков (будут работать на выделенном маршруте). По целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок (одобрена правительством в начале 2011 г.) они должны появиться уже к 2015 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости24.12.12Слишком много вагонов на путях

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить