22.06.2022


ОЖД подросла на европейских запасах

Октябрьская железная дорога в январе-июне увеличила погрузку на 1-3%

Погрузка на Октябрьской железной дороге с января по 20 июня по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 1-3% в зависимости от тарифного класса грузов. Об этом "Ведомостям" сообщил эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко со ссылкой на данные железной дороги.

По его сведениям, в целом рост произошел на 1,2%. По товарам первого тарифного класса (низкодоходные сырьевые грузы: щебень, уголь, железная руда и др.) погрузка выросла на 2%, второго класса (мука, сырая нефть и др.) – на 3%, третьего класса (черные и цветные металлы, оборудование и др.) – на 1%.

По данным ОЖД, погрузка в Петербурге в январе-мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась сразу на 14,4% до 2,3 млн т. Больше всего выросла обработка лома черных металлов – в 2,6 раза, нефти и нефетпродуктов – в 7,3 раза, удобрений – в 4,7 раза, промышленного сырья – в 1,6 раза.

Рост погрузки на ОЖД в Ленинградской области в разговоре с "Ведомостями" также подтвердил губернатор Александр Дрозденко, но не уточнил конкретные цифры. Он отметил, что в том числе растут отгрузки ОЖД в адрес морских портов, расположенных на территории Ленинградской области (в регионе находятся порты Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Выборг). "Объем грузов, который был перевезен в портовые комплексы Ленобласти за пять месяцев, оказался выше уровня прошлого года", – отметил губернатор.

Рост отгрузки по железной дороге в адрес портов на фоне введения европейских санкций он объяснил сразу несколькими причинами. Часть металлургических компаний уже смогли переориентировать грузопоток в обход европейских портов. Перевалка минеральных удобрений, нефтепродуктов и угля увеличилась, отметил Дрозденко. "Да, мы видим, что этот рост связан с запасами. Европейцы, приняв решение о введении санкций, сейчас делают для себя запасы. Как они закачивают газ в газовые хранилища, также они увеличили закупки угля и нефтепродуктов, мазута, в целом нефти, для того, чтобы иметь запасы", – отметил Дрозденко.

О введении эмбарго на поставки угля из РФ в ЕС, предусмотренное пятым пакетом санкций против России, стало известно в апреле. Но запрет начнет действовать только с августа 2022 г. 3 июня был опубликован шестой пакет санкций, в который вошел запрет импорта российской нефти: европейские страны откажутся от импорта сырой нефти, перевозимой в морских танкерах, в течение шести месяцев, от нефтепродуктов – в течение восьми.

Аналитик "Фридом финанс" Владимир Чернов говорит, что увеличение отгрузки по железной дороге связано еще и с запретом для российских транспортных компаний пересекать границы ЕС. Соответствующий запрет был введен пятым пакетом санкций. "В апреле ЕС ограничил въезд фур с российскими и белорусскими номерами, что привело к переориентации логистических потоков и увеличению грузоперевозок по железной дороге", – рассказал он.

Кроме того, из-за ухода из России международных морских контейнерных линий на железной дороге выросли погрузки контейнерных грузов. По данным ОЖД, в январе-мае 2022 г. было отгружено 141 500 TEU (рост к аналогичному периоду 2021 г. на 0,9%). Всего в контейнерах перевезено более 2,4 млн т грузов, что на 9,5% больше, чем в январе-мае 2021 г. По словам Никифоренко, отгрузка контейнеров выполняется с опережением плана, так как грузопоток был переориентирован по железной дороге в сторону Китая.

В то же время отгрузка отдельных товаров существенно просела. Так, по данным Никифоренко, перевозка леса с марта упала на 35%. В середине марта стало известно, что правительство России до конца года запретило вывозить в недружественные страны некоторые виды лесоматериалов, в том числе древесину в виде щепок или стружки, необработанные лесоматериалы, листы для облицовки и др.

"Некоторые категории товаров просели без замещения логистических цепочек, например, удобрения, стройматериалы", – также рассказал Никифоренко.

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша считает, что в ближайшей перспективе объемы отгрузки ОЖД будут колебаться то в одну, то в другую сторону, в зависимости от политической ситуации. Например, сейчас наблюдается рост, так как возникли проблемы с вывозом товаров из портов Петербурга и Ленобласти, часть из них по железной дороге могут реверсивно отправлять на Дальний Восток или в Мурманскую область. Недавно Калининградская область оказалась частично отрезана Литвой от транзита отдельных грузов по железной дороге, что также вынудит переориентировать логистические цепочки, подчеркивает эксперт. Отгрузка в адрес Калининграда по железной дороге снизится, а грузы переориентируют через морские порты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости. Санкт-Петербург22.06.2022

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить