27.04.2021


Погрузка на сети: весеннее потепление?

I квартал 2021 года принес двойственные результаты в плане погрузки на сети РЖД: с одной стороны, заметен ряд улучшений, с другой – ухудшился ряд качественных показателей, что вызвало некоторое беспокойство у клиентов.

Мы попытались разобраться, насколько, исходя из текущей ситуации, оптимистичны прогнозы на ближайшее будущее.

Закон сообщающихся сосудов Итак, оборот вагона за январь – март 2021 года улучшился: он сократился по сравнению с аналогичным периодом 2020-го на 2,3%. Причем основной плюс здесь можно поставить марту. Прежде всего это удалось сделать за счет повышения эффективности работы технических и промежуточных станций. Однако если сравнивать с I кварталом 2019-го, то картина получится несколько иная: данный показатель ухудшился на 8,7%, прежде всего из-за задержек с выполнением грузовых операций на путях необщего пользования. Клиенты отмечают, что это происходило в первую очередь из-за увеличения волатильности объемов отправок и переносов их сроков со стороны получателей грузов. В то же время участники рынка сетуют на неритмичность подачи порожнего подвижного состава со стороны перевозчика, из-за этого на путях необщего пользования было то много, то мало вагонов. Дело в том, что в ОАО "РЖД" активно сгоняли излишки порожних вагонов с сети на пути предприятий. В результате на магистралях к началу весны стало несколько свободнее. Этому же способствовало сокращение встречных перемещений однотипного порожнего подвижного состава, что дало повод ОАО "РЖД" оценивать в целом ситуацию достаточно позитивно, несмотря на некоторые тревожные звоночки.

Например, в I квартале 2021 года оборот вагона в движении увеличился до 69,3 часа (+1,6%), что можно объяснить, в частности, локальными дефицитами тяги. Причем если в прошлом году клиенты об этом не говорили, то сейчас вновь стали отмечать проблемы с подачей локомотивов. Прежде всего маневровых, что негативно сказывалось на выводе составов с путей необщего пользования. Уточним, что, по данным на март 2021 года, динамика численности рабочего парка маневровых локомотивов сократилась вроде бы незначительно – лишь на 0,2% по сравнению с 2019-м, когда движение было интенсивнее, чем сейчас. И все же на сети, как следует из данных ОАО "РЖД", в сутки в абсолютном выражении выдавали на 40 тепловозов меньше. А это уже немало – с учетом сокращения партий отправок грузов клиентами и соответственно увеличения объемов сортировки. При этом плановые показатели по эксплуатации парка предполагали использование в марте 2021-го 3765 тяг. ед. в среднем в сутки, а фактический показатель составил 3599, что на 4,4% меньше, чем было заявлено. Для сравнения: в 2019 году эта разница составляла всего 0,9%.

По данным участников рынка, на ряде направлений увеличение рисков невыдачи маневровых локомотивов было связано с передержками машин в ремонте. Кстати, также это касалось и магистральной тяги, хотя и в меньшей степени. Отчасти, возможно, потому, что монополия в 2021 году нарастила парк магистральных локомотивов на наиболее критичных маршрутах, в числе которых оказался и Восточный полигон. В частности, на ДВЖД отправили дополнительно 60 электровозов и 28 тепловозов 3ТЭ25К2М, которые используют для ведения поездов повышенного веса (до 7100 т). Вместе с тем оборот вагонов в движении ухудшился. И это свидетельство того, что добавки магистральной тяги на сеть оказалось маловато. Сейчас планы увеличены, в частности, на Восточный полигон до конца года добавят еще 22 машины 3ТЭ25К2М.

Относительно скорости отправки вагонов – в I квартале 2021 года она увеличилась на 1,3%. Но это в среднем. "Что касается в целом скоростей на железной дороге, то здесь все зависело от направления", – отметил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Иными словами, на сети постарались перекинуть резервы на наиболее напряженные направления.

Другой неприятный сигнал – на фоне стабилизации обстановки с брошенными поездами и увеличения доли маршрутных перевозок в марте текущего года выросла частотность появления локальных дефицитов вагонов, используемых на коротком и среднем плече. В частности, они проявились в Карелии, Сибири и на Юге РФ. С этим явлением, судя по опросам грузовладельцев, которые проводит журнал "РЖД-Партнер" в рамках исследования "Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте", столкнулись на споте поставщики стройматериалов и металлурги.

Например, представитель одного из карьеров сообщил о том, что данный тренд для щебеночников Северо-Запада оказался неожиданным на фоне глобального профицита рабочего парка, о котором сейчас постоянно говорит перевозчик. И не только для них, но и для самих железнодорожников, когда в один из дней по весне из заказанных 2 тыс. полувагонов удалось отправить только сотни три, и еще сотня находилась в пути под погрузку. "К нам позвонили из РЖД с вопросом: а что случилось? Мы же, в свою очередь, ждали ответа на этот же вопрос от Октябрьской магистрали", – рассказал клиент.

Объяснить вспышки локальных дефицитов на споте действительно непросто, поскольку отправки угля, конечно, увеличились, но не превысили объемов 2019 года. Были, конечно, брошенные поезда с порожним подвижным составом на Восточном полигоне, объемы которых зимой выросли (в том числе из-за непогоды и снежных заносов). Но в марте их стали поднимать. Тормозом в Карелии мог послужить, правда, запрет на заезд порожних полувагонов из порта Мурманск за попутным грузом – их стремились поскорее возвратить под уголь. Однако он не был тотальным. К тому же в Сибири и на Юге подобных запретов не вводили.

Плюс накладываем на минус...

Несмотря на факторы риска, погрузка на сети РЖД в I квартале 2021-го показала положительную динамику, если считать к прошлому году (307,2 млн т, +0,2%). Причем основную прибавку обеспечил март (+2,2%). Если же сравнивать первый месяц года с тем же периодом 2019-го, то динамика сложится отрицательной (-3,4%). Это означает, что рост хоть и небольшой, но имеется. Однако он сформировался относительно низкой базы прошлого года.

Причем практически всю прибавку в объемах в начале весны обеспечил Восточный полигон: на ДВЖД, судя по оперативным данным ОАО "РЖД", был зафиксирован наивысший показатель выгрузки с 2012 года – 7982 вагона в среднем в сутки. Как пояснили в Центральной дирекции управления движением, этого удалось добиться прежде всего за счет улучшения взаимодействия с отечественными морскими портами.

Ведь именно припортовые станции дали основную прибавку, обеспечив выгрузку стивидорами в объеме 6884 вагона в сутки. На пределе возможностей работал Находкинский узел. Хорошая погода позволила стивидорам выйти на плановые параметры с учетом перерабатывающей способности причалов.

Продвижению грузов в адрес портов способствовало и открытие на ст. Смоляниново нового приемо-отправочного парка. Ранее существовавшие мощности не позволяли принимать нечетные поезда длиной более 71 вагона.

Тем не менее, судя по железнодорожным телеграммам, в адрес той же Находки пришлось все-таки вводить конвенционные запреты: с 2 по 4 марта – для ОАО "Терминал Астафьева", с 15 по 30 марта – для ряда припортовых станций железнодорожного узла. В том числе для выгрузки угля. А в предыдущие 2 месяца 2021 года аналогичные запреты в адрес станций Находкинского узла вводились неоднократно – в среднем сроком на 2-3 дня, но были и более продолжительные запреты (один из них – на 18 дней).

Зимой на сети, по данным ОАО "РЖД", были ограничения движения и в сторону Ванинского узла. Лишь в марте в нем удалось избежать конвенций, что положительно сказалось на объемах погрузки в данном направлении.

Соответственно и весь объем угля сюда проследовал без особых задержек.

Благодаря этому на причалах стивидоры смогли включить второй вагоноопрокидыватель (в предыдущие месяцы из-за заторов на подходах к узлу, как правило, они использовали только один).

Это указывает на то, что на ряде участков Восточного полигона по-прежнему сохраняются узкие места.

Что в перспективе?

Итак, как только железнодорожники перестали сдерживать грузопотоки угля, пытаясь вместо них втиснуть в графики облегченные контейнерные поезда, объемы перевозок стали восстанавливаться. Уголь стал драйвером погрузки в I квартале текущего года. Его было отправлено 92,1 млн т (+5,6%). Конечно, это меньше, если сравнивать с тем же периодом 2019-го (-5,2%). Тем не менее стоит отметить: основной спад по углю в данном случае произошел на Северо-Западе и Юге РФ. При этом Восточный полигон оказался в плюсе. В первую очередь – за счет прироста отправки угля из Кузбасса, хотя он мог быть значительно больше, если бы железнодорожники смогли вывезти все заявленные к перевозке объемы.

Напомним, что в I квартале текущего года добыча угля возросла на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. При этом поставки на экспорт увеличились на 14,4%, судя по материалам, представленным ЦДУ ТЭК. Такая разница в динамике косвенно указывает на то, что угольщики в этот период были вынуждены работать в значительной мере на склады. Когда они оказались переполненными, на правительственном уровне обратили внимание на вопросы развития железнодорожной инфраструктуры для наращивания экспорта угля из Кемеровского региона.

И в марте 2021 года на сети по стечению обстоятельств была отмечена максимальная за все предыдущие месяцы 2021-го динамика погрузки угля. В ОАО "РЖД" объяснили этот феномен двумя факторами: высоким спросом в Китае и возросшей ценой на уголь в странах Западной Европы (туда, кстати, также увеличилась погрузка). Кроме того, улучшилась погода. Как выяснилось, зимой на дорогах, по которым вывозили уголь, не всегда хватало снегоуборочной техники.

"В марте железнодорожники также нашли способы для усовершенствования сквозной технологии обслуживания угольщиков, добавив для вывоза с путей необщего пользования локомотивов. В результате был улучшен прием и отправление маршрутов с углесборочных станций поездными локомотивами ОАО "РЖД", удалось ускорить оборот вагонов и увеличить перерабатывающую способность на стыках магистральных станций и станций промышленного железнодорожного транспорта", – сообщил генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований" Юрий Искандеров.

В 2021 году в ОАО "РЖД" обещали усилить капитальный ремонт участков Транссиба, а также в трех районах Кемеровской области для улучшения вывоза кузбасского угля. По инициативе Дальневосточной железной дороги совместно с ПАО "ВМТП" на ст. Владивосток создан центр взаимодействия, работа которого, как ожидается, поможет увеличить производительность на стыке дороги и порта на 5-10%.

Смогут ли угольщики сохранить взятые сейчас темпы погрузки угля на Восточном полигоне? Апрель дает основания для оптимизма. Правда, есть повод и для сомнений. Во-первых, как уже было сказано, на восточном направлении явно недостаточно тяги, хотя в начале текущего года перевозчик и сообщил об обновлении локомотивного парка Находкинского узла. В 2021-м ожидается добавка на ДВЖД еще 60 грузовых и 32 маневровых локомотивов. Но это опять-таки делается с лагом по времени. Во-вторых, дополнительные риски сулят предложения Минпромторга, который вновь хочет ввести очередность отправки грузов в восточном направлении – в пользу экспортеров несырьевого сектора, а также малого и среднего бизнеса. Об этом просил, в частности, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на совещании, которое проводил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Однако вопрос, по-видимому, должен решаться не путем перераспределения квот, а с помощью увеличения объемов строительства на Восточном полигоне.

Напомним, что в январе генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров обещал к 2022 году закончить I этап модернизации Восточного полигона и выйти на заложенные в планах параметры перевозок в 2021-м. А недавно на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным он сообщил, что в 2021-м из Кузбасса должны вывезти на 5 млн т угля больше, чем в прошлом году. Тогда на восток сеть смогла пропустить 144 млн т, из которых 52,3 млн т составила доля угля из Кузбасса.

Нюанс, правда, в том, что указанный целевой показатель провозной способности был достигнут перевозчиком за счет увеличения количества тяжеловесных поездов, а не за счет развития инфраструктуры. По итогам 2020 года на Восточном полигоне не было освоено 15 млрд руб. инвестиций по сравнению с плановыми показателями.

Планируется, что прибавка в течение предстоящих 3 лет составит примерно по 5 млн т в год. И вот этого уже сложно будет добиться без запланированной модернизации Восточного полигона.

В поисках драйверов будущей погрузки Погрузка экспорта в I квартале текущего года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,5%. Однако если брать январь – март 2019-го, то увеличение окажется незначительным (+0,2%). Высокая динамика зафиксирована по импорту (соответственно +22,7% и +19,9%), но его объемы в масштабах сети малозаметны. А вот по перевозкам внутри РФ – снижение (соответственно -3,4% и -6,3%).

Какие номенклатуры могут стать драйверами погрузки в 2021 году? Кроме угля, по традиции хороший рост в I квартале показало зерно. Правда, в марте его погрузка пошла на убыль – снижение объемов экспорта на 7%, но при этом перевозки внутри страны выросли на 9,7%. Влияние оказали регуляторные меры, в частности повышение пошлины на вывоз зерна. Если учесть, что мартовский тренд в структуре отправок зерна сохранится, то в II квартале следует ожидать снижения его погрузки примерно на 7%.

Правда, в ОАО "РЖД" предполагают при этом в апреле – июне текущего года рост объемов отправки минудобрений. В частности, именно они должны обеспечить прирост в апреле примерно на 2,7%, дал прогноз заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО Алексей Шило.

Напомним, что в I квартале они обеспечили рост на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 6,4% по отношению к январю – марту 2019-го.

Основное увеличение динамики, судя по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", произошло за счет перевозок калийных удобрений. Хотя с января по март было заметно существенное замедление их отправок на внутреннем рынке, тем не менее нарастающий тренд по экспорту основательно выручил железно дорожную погрузку. Подросли перевозки и фосфорных, и комплексных удобрений.

Маркетологи ОАО "РЖД" в дальнейшем также ожидают рост перевозок черных металлов на экспорт на уровне 11%. Соответственно за ним последует оживление интереса к отправкам железной руды, которая пока что находилась в минусе. Впрочем, прогнозы здесь делать сложно из-за неустойчивой конъюнктуры рынка.

Рост, исходя из данных ОАО "РЖД" за I квартал текущего года, могут также поддержать перевозки грузов в контейнерах (+29,9% к I кварталу 2019 г.), импорт (+19,9%), металлолом (+11,1%), метизы (+8,2%), жмыхи (+3,7%), сборные грузы (+1,8%), а также определенный набор номенклатур, отправляемых небольшими партиями. Например, метизы, комбикорма, продовольствие, товары народного потребления, сельхозмашины. Однако это все-таки не те виды продукции, которые позволят вытянуть суммарную погрузку на позапрошлогодний уровень.

Наиболее существенное значение имеют, кроме угля, прежде всего нефтеналив и стройгрузы. По ним в I квартале 2021 года сеть ушла в глубокий минус. Правда, март несколько оживил динамику отправки нефтегрузов: если зимой текущего года и в конце 2020-го она уходила вниз на 10% и более, то сейчас минус составил около 4%. Некоторое улучшение, впрочем, отмечалось за счет погрузки битума, ряда темных нефтепродуктов и минеральных масел, которые следуют по сети в относительно небольших объемах. И все же такие массовые грузы, как мазут, дизельное топливо, бензин и керосин, как ранее тянули погрузку вниз, так и в марте не особо демонстрировали склонность к восстановлению. Разве только по дизтопливу наблюдалось сокращение минуса в погрузке, о чем свидетельствуют данные, предоставленные ИСП "Железнодорожные перевозки". Но по поводу перспектив новости поступают не очень утешительные: участники рынка ожидают снижения спроса на дизтопливо из-за новых ограничений на передвижение транспорта, введенных как в странах ЕС, так и в Китае. А на внутреннем рынке РФ в апреле уже началось сокращение производства бензина на ряде крупных НПЗ из-за профилактических ремонтов.

Что же касается транзита белорусских нефтепродуктов в направлении морских портов на Северо-Западе РФ, то его объемы в апреле могут составить 280 тыс. т, что на 100 тыс. т больше минимума, гарантированного межправительственным соглашением двух стран, сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на заседании правительства. Это для железнодорожной сети, безусловно, пойдет в плюс, но погоды не сделает.

По словам А. Шило, в ОАО "РЖД" понимают, что вероятность выйти на показатели апреля прошлого года низкая. Так что пока в план заложено снижение погрузки нефтепродуктов на 0,6%. Тем не менее прошли переговоры с нефтяными компаниями для синхронизации путевых работ в II квартале с объемами перевозок налива в цистернах и изучалась возможность проработки тарифных и технологических условий для увеличения объемов погрузки. В целом в ОАО "РЖД" в II квартале текущего года ожидают рост по нефтяным грузам на 4,6% по отношению к аналогичному периоду 2020-го.

Это дало повод экспертам прогнозировать возможность восстановления объемов погрузки в отдельных сегментах нефте продуктов с беспрецедентно низких уровней. В частности, это отметил генеральный директор компании Globaltrans Валерий Шпаков в рамках вебинара "Globaltrans: финансовые результаты за 2020 год и перспективы транспортного сектора в будущем".

Однако даже в этом случае выйти на уровень 2019-го по нефте грузам вряд ли удастся – слишком уж велик минус по сравнению с I кварталом позапрошлого года

По прогнозам А. Шило, и у некоторых других номенклатур, по которым в I квартале текущего года отмечена отрицательная динамика, есть перспективы.

Например, у строительных грузов. В ОАО "РЖД" надеются, что в II квартале они могут выйти на показатели прошлого года. В таком случае удастся перекрыть и позапрошлогодний уровень. Однако что касается I квартала, то сеть, как уже отмечалось ранее, потеряла весьма существенные объемы, которые ушли на реку. То же самое можно сказать и про цемент. Только здесь груз продолжили переключать на автотранспорт.

По итогам 2021 года в ОАО "РЖД" ожидают прироста к 2020-му на 1,6%.

Это означает, что погрузят 312,1 млн т. Но и в таком случае по сравнению с 2019 годом погрузка все равно уйдет в минус на 2,1%.

Рост, исходя из данных ОАО "РЖД" за I квартал текущего года, могут также поддержать перевозки грузов в контейнерах (+29,9% к I кварталу 2019 г.), импорт (+19,9%), металлолом (+11,1%), метизы (+8,2%), жмыхи (+3,7%), сборные грузы (+1,8%), а также определенный набор номенклатур, отправляемых небольшими партиями

Смогут ли угольщики сохранить взятые сейчас темпы погрузки угля на Восточном полигоне? Апрель дает основания для оптимизма. Правда, дополнительные риски сулят предложения Минпромторга, который вновь хочет ввести очередность отправки грузов в указанном направлении – в пользу экспортеров несырьевого сектора, а также малого и среднего бизнеса

На фоне стабилизации обстановки с брошенными поездами и увеличения доли маршрутных перевозок в марте текущего года выросла частотность появления локальных дефицитов вагонов, используемых на коротком и среднем плече. В частности, они проявились в Карелии, Сибири и на Юге РФ

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить