23.04.2021


Политолог: КТЖ не считается с интересами России

Политолог Юрий Светов изучил официальной сайт "Казахстан темир жолы" (КТЖ, Казахстанские железные дороги) с целью определить экономические цели международного транспортно-логистического холдинга. Своими выводами он поделился с РЖД-Партнером. – Юрий Ильич, к реформированию железнодорожной отрасли Казахстан приступил почти 15 лет назад. И пока информации об окончании реформы нет. Как Вы считаете, почему?

– Если верить отчетам руководства КТЖ, то преобразование железнодорожной компании в транспортно-логистический холдинг проведено успешно. Он эффективно выполняет поставленную перед ним задачу развития транзитного потенциала Казахстана, а также осуществляет глобальную инфраструктурную интеграцию.

Если смотреть отчеты по грузовым перевозкам, то здесь отмечен небольшой прирост, а вот объемы пассажирских перевозок существенно снизились. Не исключаю, что на результатах деятельности КТЖ негативно сказалась пандемия COVID-19. Но такие промежуточные результаты означают одно: окончание реформы откладывается. Хотя бы потому, что инвесторы в нынешней экономической обстановке не рвутся вкладывать средства в проекты, отдача от которых откладывается на десятилетия.

– Как реформа КТЖ сказалась на работе с коллегами из стран ЕврАзЭС?

– На официальном сайте КТЖ есть раздел, относящийся к сотрудничеству с ЕврАзЭС. Он наполнен набором общих положений вроде "Реализации основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза – Транспортная политика союза (ОНСТП) и соответствующего плана мероприятий". Слов много, а конкретики нет.

Можно было бы это списать на национальные нюансы, но, что особенно любопытно, если сравнить этот раздел с отчетом о деятельности зарегистрированной в Астане в 2017 году международной ассоциации "Транскаспийский международный транспортный маршрут", то уже не думаешь о национальных нюансах. Прописаны цели – привлечение транзитных и внешних торговых грузов и развитие интегрированных логистических продуктов по маршруту ТМТМ. Заявлены учредители: АО "НК "КТЖ", Актауский международный морской торговый порт, ЗАО "Азербайджанские железные дороги", Азербайджанское Каспийское морское пароходство, Бакинский международный морской порт, АО "Грузинская железная дорога", Батумский морской порт. Указаны, что подписан ряд меморандумов с Ассоциацией транспорта и коммуникаций Китая, румынским портом С. А. Констанца, Валлонским агентством по экспорту и инвестициям (Бельгия), Шэньчжэньской ассоциацией логистики и управления цепочками поставок (Китай).

Расписаны партнеры из других стран: в состав ассоциации в качестве постоянного члена была принята компания ПАО "Укрзализныця", ассоциированных членов – ООО "ПКП Ширококолейная металлургическая дорога", г. Замосць (Польша), ТОО "Порт Курык" (Казахстан), Lianyungang Port Holdings Group (КНР), АО "Турецкие государственные железные дороги – Перевозки". Проработаны и утверждены все тарифные вопросы и технические условия осуществления пропуска контейнерных грузов по Транскаспийскому маршруту, включая железнодорожную линию Баку – Тбилиси – Карс.

И главное – компании из России и других членов ЕврАзЭС в этом разделе отсутствуют.

– Как, на Ваш взгляд, в будущем будет развиваться деловое сотрудничество КТЖ с российскими операторами железнодорожного транспорта?

– Политику бывших советских республик из Центральной и Средней Азии по отношению к России можно объяснить таким посылом: "Россия в нас нуждается, и она при любых обстоятельствах будем с нами сотрудничать. А мы тем временем будем искать других партнеров и взаимодействовать с ними, не считаясь с российским интересами".

Эту мысль я хочу подтвердить еще одним выводом, сделанным на основе изучения официального сайта КТЖ. В разделе "Хронологии достижений компании" с момента обретения независимости нет ни одного связанного с Россией. Зато указано:

· В сентябре 1990 года произошла стыковка железных дорог Казахстана и Китая на пограничном переходе, соединившем казахстанскую станцию Дружба с китайской станцией Алашанькоу.

· В 2012 году запуск железнодорожной линии Жетыген – Алтынколь (Хоргос) обеспечил второй железнодорожный переход на границе с Китаем.

· В 2014 году главы Казахстана, Туркменистана и Ирана открыли движение по международному транспортному коридору Узень – Берекет – Горган.

По-моему, эта хронология красноречивее любых политических заявлений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить