19.04.2021


Без участия государства в форме капитального гранта проекты ВСМ не получится реализовать

Проект строительства ВСМ "Москва-Тула" рассматривался в 2018 году при формировании Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и как самостоятельный проект и как один из этапов проекта "Москва-Адлер". На тот момент оценочная стоимость проекта ВСМ "Москва-Тула" составляла 90 млрд руб. при протяженности 194 км и прогнозном пассажиропотоке до 3,5 млн чел. За рубежом ВСМ даже на небольших расстояниях пользуется популярностью и пассажиропоток достаточно внушительный даже на небольших расстояниях. Например, ВСМ "Кельн-Франкфурт" протяженностью 177 км обслуживает порядка 15 млн пассажиров в год, "Сеул-Пусан" 387 км – около 60 млн пассажиров в год. При этом все проекты ВСМ в мире реализовывались при государственной поддержке.

В России ниже плотность населения, иной уровень доходов населения, поэтому и планы по пассажиропотоку существенно ниже. Без участия государства в форме капитального гранта проекты ВСМ, как и за рубежом не получится реализовать.

Кроме того, стоит не забывать, что "Сапсан" не принес существенных изменений в части мобильности населения между Москвой и Тверью. Из-за стоимости перевозок население выбирает более дешевые электрички ("Ласточка" от 650 руб. за 2 ч 11 мин. и "Сапсан" от 1500 руб. за 1 ч 17 мин.). Сейчас стоимость перевозок поездом "Ласточка" между Тулой и Москвой составляет от 700 руб. при времени в пути 2 ч. 9 мин. Средняя заработная плана в Тульской области за 2020 год составила около 40 тыс. руб., в Москве – 89 тыс. руб.

Заявленные 55 мин. времени в пути при реализации ВСМ "Москва-Тула" привлекательны для ежедневных деловых поездок и ежедневных поездок на работу, но в этом случае стоимость билета не должна превышать текущей стоимости поездом "Ласточка", иначе разница в заработной плате не будет покрывать даже расходы на дорогу.

Рассматривать проект ВСМ "Москва-Тула" как один из этапов проекта "Москва-Адлер" более правильно и актуально, включая задачи по развитию внутреннего туризма и повышения качества туристических услуг. Однако стоит понимать, что при текущих бюджетных ограничениях это вопрос не 5 и даже не 10 лет. ВСМ "Москва-Санкт-Петербург" в процессе реализации, высокая приоритетность сейчас отмечена в части развития проектов БАМа и Транссиба, так как вопрос стоит в невозможности вывоза грузов в связи с наличием узких мест и ограничением альтернатив перевозок, что негативно сказывается на экономике страны.

Для направлений "Москва-Тула", "Москва-Адлер" имеются альтернативы в виде железнодорожных перевозок, скоростные автомобильные магистрали, авиационное сообщение. Развитие лоукостеров, также будет способствовать снижению стоимости пассажирских перевозок.

Поэтому при условии, когда без государственного финансирования для реализации такого рода проектов, как ВСМ не обойтись, необходимости приведения в нормативное состояние транспортной инфраструктуры, расшивки узких мест, решения проблем с инфраструктурой, где отсутствует альтернатива, необходимо оценить перспективные, экономически выгодные направления для формирования сети ВСМ в нашей стране, сформировать соответствующие расчеты, провести глубокий анализ не отдельных направлений, а провести анализ сети в целом по стране.

Такие оценки и расчеты можно провести в течение 5 лет, пока будут реализовываться уже запланированные проекты. Таким образом, за это время можно будет сформировать такую сеть ВСМ, которая будет необходима в России, в том числе при развитии иных видов транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить