09.04.2021


РЖД надеются в 2021 г. на рост погрузки более чем на 1,6%, но допускают и ее падение

ОАО "Российские железные дороги" сохраняет в качестве базового прогноз роста погрузки в 2021 г. на 1,6%, однако допускает как лучшую, так и худшую динамику, причем вплоть до падения показателя.

"Прогноз первого квартала, который мы делали в четвертом, сбылся практически полностью. У нас чуть больше упали перевозки нефтепродуктов, чем мы рассчитывали, но подросли чуть больше перевозки контейнеров и железной руды. Исходя из этого, скорее можно предположить, что объем, который мы себе в бюджет заложили, то есть с ростом на 1,6% к 2020 г. - это реалистичный план", - заявил на брифинге замглавы РЖД Алексей Шило, отметив при этом, что по итогам I квартала "пока о корректировке говорить рано".

"Ставим ли мы перед собой задачу взять объем больше? Конечно. Во всех наших отчетах мы сегодня сравниваем себя не с 2020 г., а с 2019 г.", - заявил топ-менеджер. Он дал понять, что как минимум речь идет о грузообороте (доходная статья компании). "Сегодня мы уже можем предположить - исходя из дальности перевозимых грузов, исходя из тоннажа, который коллеги (отправители - ИФ) заявляют - что попробуем по 2021 г. выйти на параметры грузооборота 2019 г. в 3,3 трлн тонно-километров, максимальные за 10 лет (с ростом на 2,5% - ИФ)", - сказал он.

В то же время на вопрос о возможном превышении запланированного показателя по погрузке Шило ответил уклончиво: "Пока в бюджете у нас стоит "+1,6%", - сказал замглавы монополии. Для выхода на параметры 2019 г. погрузка должна вырасти как минимум на 2,8%. О задаче "превзойти объемы грузовой работы 2019 г." на годовом заседании правления в середине февраля говорил генеральный директор РЖД Олег Белозеров, не уточняя, правда, какой именно показатель имеется в виду.

По словам замглавы "Российских железных дорог", в монополии видят ряд резервов для роста погрузки. В частности, прибавку могли бы дать строительные грузы (в 2020 г. - 10,6% в общем объеме погрузки). "Все-таки по "стройке", мы, наверное, могли бы поработать чуть лучше: по погрузке снижение составило за I квартал - среднесуточная величина - 7,8%. Это чуть больше 2,5 млн тонн. Эти 2,5 млн тонн нам вполне по силам восполнить, и мы во II квартале закладываем уже выход (показателя - ИФ) на уровень прошлого года", - сказал он.

"В 2020 г. мы проводили работу, чтобы привлечь строительные грузы на железные дороги - наши грузовые дворы перепрофилировали под большие стройки, которые государство в рамках национального проекта реализует, перевалили 13 млн тонн. На 2021 г. по регионам, где уже началось финансирование и будут проходить стройки, мы организовали 18 новых проектов, где будет использоваться инфраструктура РЖД", - сообщил топ-менеджер.

В этой части, добавил он, ведется активная работа с местными властями. "Мы на корпоративном сайте сделали специальную вкладку про национальные проекты - там можно посмотреть все мощности железных дорог, которые мы хотели бы предложить", - отметил замглавы монополии.

Кроме того, по словам Шило, "достаточно хорошей остается ситуация с парком вагонов" (не принадлежат перевозчику): в стране - профицит так называемого "универсального подвижного состава" - полувагонов. "Понятно, что коллеги (операторы - ИФ), видя повышенный спрос, наверное, будут ставки повышать, но, по нашим оценкам, это не будет препятствием, чтобы наращивать перевозки. По-прежнему ставка достаточно комфортная", - сказал топ-менеджер.

При этом, по словам топ-менеджера, кроме базового у компании есть "риск-сценарий с определенным снижением погрузки", в том числе с учетом дополнительных ограничений в Европе из-за эпидемиологической ситуации. "Если будут продолжаться негативные тенденции, в первую очередь касающиеся экспорта, то такой вариант (падение погрузки в 2021 г. - ИФ) возможен. У нас сегодня объемы внутрироссийских перевозок по сравнению с I кварталом даже 2020 г. хуже, и основной прирост обеспечен только за счет экспортных перевозок", - отметил замглавы РЖД. Компенсировать снижение экспорта, по мнению Шило, могли бы те же самые внутренние перевозки строительных грузов.

Говоря о прогнозах на II квартал, топ-менеджер сообщил, что компания закладывает в план работы рост на 5%, в том числе в апреле - на 2,7%. "Понятно, что низкая база (сравнения с прошлым годом - ИФ), но, тем не менее...", - отметил он. В частности, в апреле компания ждет увеличения отправок каменного угля на 10,5%, продолжения роста отгрузки удобрений на 6,2% (на их долю в 2020 г. приходилось 28% и 5% в общем объеме погрузки, соответственно).

"Видим взрывной рост потребности в перевозках черных металлов на экспорт: если внутри страны ожидаем, что будет, скорее, снижение на 3,5%, то экспорт "плюсом 11%" заложили, потому что заявки очень большие. Мы вынуждены (ситуацию - ИФ) в оперативном движении с коллегами отрабатывать, чтобы и возможности портов учесть, и возможности нашей инфраструктуры - чтобы весь этот объем забрать", - добавил Шило.

"Если растут черные металлы, то понимаем, что будет рост перевозок железной руды и лома: заложили его в апреле на 2,2% и 13,4%, соответственно", - также отметил он. На долю черных металлов в общем объеме погрузки в 2020 г. пришлось 5,3%, на их лом - 1,1%, на руду (включая марганцевую) - 9,6%.

"Вызывает по-прежнему достаточно серьезные опасения погрузка нефтяных грузов (около 17% в общем объеме отправок - ИФ): думаем, что не выйдем на параметры даже апреля прошлого года. Пока в план заложили "-0,6%" исходя из тех (заявок - ИФ), которые нам дали грузоотправители", - отметил замглавы "Российских железных дорог".

"Но за нефтепродукты мы абсолютно точно поборемся - проводим переговоры с нефтяными компаниями. Сейчас можно было бы синхронизировать ремонтные работы, которые запланированы у коллег во II квартале; возможно, какие-то тарифные и технологические условия найти и объемы погрузки увеличить", - заявил он.

При этом, правда, топ-менеджер отметил, что в целом по итогам апреля-июня РЖД ожидают улучшения динамики в сегменте нефтяных грузов с ростом погрузки на 4,6%. "То есть мы все-таки рассчитываем, что перевозки нефтепродуктов будут постепенно восстанавливаться", - сказал Шило.

"По зерну (2,2% в погрузке - ИФ) мы абсолютно точно понимаем, что во II квартале будет снижение, в план заложили 7%. Посмотрим, как дальше будет все развиваться", - сказал топ-менеджер. "В прошлом году было со стороны государства стимулирование перевозок зерновых, поддержка экспорта тоже показывала очень хорошие результаты", - описал он причины динамики. Шило уточнил, что в квартальный план закладывается 7%-ное снижение экспорта при увеличении отправок по РФ на 0,1%.

"По II кварталу закладываем рост перевозок грузов в контейнерах примерно на 9%, дополнительно 1 млн тонн. Основной прирост будет на экспорт - 9,1%", - также сообщил замглавы "Российских железных дорог".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить