12.04.2021


Контейнеры возьмут в "Дело"

Группа хочет занять половину рынка их перевозки в РФ

Группа "Дело" к 2030 году намерена занять не менее 50% на рынках железнодорожного оперирования в контейнерном сегменте и перевалки контейнеров в морских портах, следует из новой стратегии компании. Для этого она только до 2025 года инвестирует в развитие бизнеса, преимущественно "Трансконтейнера", 150 млрд руб. По мнению аналитиков, достичь 50% в железнодорожном контейнерном сегменте будет непросто с учетом активного развития конкурентов и прежде всего собственного контейнерного перевозчика ОАО РЖД.

Стратегия развития ГК "Дело" (70% у Сергея Шишкарева, 30% у "Росатома") предполагает, что к 2030 году группа займет не менее 50% на рынке железнодорожного оперирования в сегменте контейнерных перевозок, не менее 50% в перевалке контейнеров в морских портах и от 15% на рынке экспедирования контейнерных грузов ("Ъ" видел документ).

К этому сроку входящий в ГК "Дело" крупнейший железнодорожный контейнерный оператор РФ "Трансконтейнер" должен более чем вдвое нарастить объем перевозок. По итогам 2020 года "Трансконтейнер" перевез 2,4 млн TEU, в том числе 1,95 млн TEU в груженом пробеге. Доля "Трансконтейнера" в доходных (груженых) перевозках должна к 2020 году возрасти до 45%. По итогам 2020 года доля "Трансконтейнера" на рынке составила 36,4%, увеличившись впервые с 2016 года, причем, как сообщала компания, в последние месяцы года она достигала почти 40%. Стратегия также предусматривает развитие цифровых сервисов, проектной логистики, перевозок крупнотоннажных грузов, а также поддержку развития Севморпути и проекта "Северный морской транспортный коридор".

Инвестиции группы до 2025 года запланированы на уровне 150 млрд руб. Львиная доля их в этот период (125 млрд руб.) придется на "Трансконтейнер". В результате инвестиций EBITDA группы должна увеличиться к 2025 году в 2,2 раза, к 2030 году – в 3,5 раза. ГК "Дело" не раскрывает консолидированные показатели, но по итогам 2020 года EBITDA ее стивидорного дивизиона "Делопортс" по МСФО выросла на 57,2%, до 10,6 млрд руб., "Трансконтейнера" – на 13,3%, до 22,6 млрд руб. Скорректированная EBITDA Global Ports, где "Делу" принадлежит 30,75%, сократилась на 7,6%, до $209,7 млн.

На данный момент значительная часть средств группы идет на погашение кредита Сбербанка, взятого в 2019 году на покупку сначала контрольного пакета "Трансконтейнера" с аукциона у ОАО РЖД за 60,3 млрд руб. (см. "Ъ" от 28 ноября 2019 года), а потом – на выкуп долей у миноритариев. Сумма кредита – 120 млрд руб., кредитный договор заключен на семь лет. В интервью "Ъ" Сергей Шишкарев говорил, что считает эту долговую нагрузку "вполне комфортной и подъемной" (см. "Ъ" от 26 декабря 2019 года). "Дело" постепенно выплачивает Сбербанку долг: "Трансконтейнер" в конце 2020 года выплатил группе 39,8 млрд руб. дивидендов, в том числе из прибыли прошлых лет, и группа говорила, что часть этих средств пойдет на погашение кредита Сбербанка.

В ГК "Дело" "Ъ" подтвердили факт завершения разработки стратегии, не раскрыв дополнительных деталей. Российские железнодорожные перевозки контейнеров в 2020 году выросли на 16%, до 5,8 млн TEU, в первом квартале – на 14,5%, до 1,7 млн TEU. При этом наиболее интенсивно растет транзит – он вырос на 37,6% в 2020 году и в 1,7 раза в первом квартале. Перевалка контейнеров в портах РФ незначительно упала – на 0,5% в 2020 году. По данным SeaNews, в январе контейнерооборот упал на 3,8%, в феврале – вырос на 2,8%.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает задачу по достижению доли в 50% на рынке железнодорожного оперирования в контейнерном сегменте весьма амбициозной. Он напоминает, что доля "Трансконтейнера" в парке фитинговых платформ сокращается, компания не наращивает парк с той же скоростью, с которой это делают появившиеся на рынке новые игроки, такие как "Новая логистическая", "Транссинергия", "Логбокс", которые активно закупают длиннобазные фитинговые платформы. Также наращивает парк созданный в ноябре 2020 года собственный контейнерный оператор ОАО РЖД – "РЖД Бизнес Актив",– с которым "Трансконтейнер" конкурирует в сегменте транзитных перевозок, говорит господин Бурмистров. Что касается достижения целевой доли в терминалах и экспедировании грузов, то, полагает эксперт, это будет в том числе зависеть от эффективности стратегии комплексного предложения логистических услуг от двери до двери и от того, насколько эффективно удастся выстраивать работу с зарубежными партнерами по увеличению транзитных грузопотоков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ12.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить