05.04.2021


Погрузка на РЖД в марте пошла в рост на низкой базе

Погрузка на РЖД в марте 2021-го увеличилась на 109,4 млн т, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, стоит отметить, что положительный результат связан с низкой базой марта 2020 года. Если сравнивать с тем же месяцем 2019-го, то динамика выйдет отрицательной, поскольку тогда было погружено 113,2 млн т.

При этом практически весь прирост в начале весны текущего года обеспечил Восточный полигон. На Дальневосточной железной дороге, судя по предварительным оперативным данным ОАО "РЖД", был зафиксирован наивысший с 2012 года показатель среднесуточной выгрузки – 7982 вагона.

Прибавка за счет Дальнего Востока

В Центральной дирекции управления движением сообщили, что этого удалось добиться прежде всего за счет взаимодействия с российскими морскими портами. Именно припортовые станции обеспечили основную прибавку, обеспечив выгрузку стивидорами в объеме 6884 вагонов в сутки.

На пределе возможностей работал Находкинский узел. Груз планомерно поступал в порты. Хорошая погода позволила стивидорам выйти на плановые параметры с учетом перерабатывающих способностей причалов. Продвижению грузов в адрес портов способствовала и ст. Смоляниново, где в начале года был открыт новый приемо-отправочный парк. Ранее существовавшие мощности не позволяли принимать нечетные поезда, которые были длиной более 71 вагона.

Тем не менее, судя по железнодорожным телеграммам, в адрес Находки пришлось все-таки ввести конвенционные запреты: с 2 по 4 марта – для ОАО "Терминал Астафьева", с 15 по 30 марта – для ряда припортовых станций железнодорожного узла. В том числе для выгрузки угля.

В предыдущие 2 месяца 2021 года аналогичные запреты в адрес станций Находкинского узла вводились неоднократно – в среднем сроком на 2-3 дня, но были более продолжительные запреты (один – на 18 дней).

Это указывает на то, что на ряде участков Восточного полигона сохраняются узкие места. По-видимому, не хватает и ресурсов тяги. В начале текущего года Находкинский узел улучшил работу за счет обновления локомотивного парка. Тем не менее имеющихся мощностей явно недостаточно. Неслучайно в 2021 году ожидается поставка на ДВЖД 60 грузовых и 32 маневровых локомотивов.

Зимой на сети, по данным ОАО "РЖД", были ограничения движения и в сторону Ванинского узла. Но в марте там удалось избежать конвенций, что, в свою очередь, положительно сказалось на объемах погрузки в данном направлении. Соответственно и весь объем угля сюда проследовал без особых задержек. Со своей стороны, стивидоры включили в разгрузочный цикл в этом узле второй вагоноопрокидыватель на полную мощность. В предыдущие месяцы, как правило, использовался только один. С учетом этого железнодорожники внесли поправки и в свои планы переработки вагонопотоков и формирования поездов в направлении на Ванино.

Уголь обеспечил рост погрузки

Прирост погрузки по сравнению с прошлым годом на сети также связан, как недавно заявили в ОАО "РЖД", с восстановлением российского рынка после отмены в РФ ряда ограничений, связанных с пандемией, и увеличением экспортного спроса на насыпные грузы. Прежде всего – уголь, который вывозится в страны АТР.

Именно благодаря углю в марте текущего года выросли перевозки по Восточному полигону. А в целом его погрузка в марте увеличилась до 32,3 млн т, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

В первую очередь следует отметить прирост его отправки из Кузбасса. Это произошло после того, как на правительственном уровне было уделено особое внимание вопросам развития железнодорожной инфраструктуры для наращивания экспортных поставок угля из Кемеровского региона. В итоге в марте была отмечена максимальная за все предыдущие месяцы 2021 года динамика погрузки угля.

В ОАО "РЖД" это объясняют двумя факторами: высоким спросом на уголь в Китае и возросшей ценой на уголь в странах Западной Европы. Туда также увеличилась погрузка. Кроме того, улучшилась погода: зимой на дорогах, по которым вывозили уголь, не всегда хватало снегоуборочной техники. В марте железнодорожники также нашли способы для усовершенствования сквозной технологии обслуживания угольщиков, добавив для вывоза с путей необщего пользования локомотивов.

Таким образом, был улучшен прием и отправление маршрутов с углесборочных станций поездными локомотивами ОАО "РЖД", удалось ускорить оборот вагонов и увеличить перерабатывающую способность на стыках магистральных станций и станций промышленного железнодорожного транспорта.

В 2021 году в ОАО "РЖД" обещали усилить капитальный ремонт участков Транссиба, а также в трех районах Кемеровской области для улучшения вывоза кузбасского угля.

Для улучшения перевозок на стыках Дальневосточной железной дороги и ПАО "ВМТП" на ст. Владивосток появился центр взаимодействия. В марте проявились первые достижения от нововведения: сократилось время выполнения ряда маневровых операций и удалось повысить эффективность работы для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ. Ожидается повышение эффективности грузовой работы и производительность труда на стыке деятельности дороги и порта на 5-10%.

Нефть оказалась на перепутье

Перевозки нефтегрузов в марте остались в отрицательной зоне. Тем не менее после снятия ограничений по COVID-19 динамика по этой номенклатуре улучшилась: если зимой текущего года и в конце 2020-го она уходила вниз на 10% и более, то сейчас минус составил около 4%. В ОАО "РЖД" поспешили заявить о тренде на восстановление погрузки нефтеналива.

Правда, прирост был отмечен в основном за счет погрузки битума, ряда темных нефтепродуктов и минеральных масел, которые следуют по сети в относительно небольших объемах. А такие массовые грузы, как мазут, дизельное топливо, бензин и керосин, по-прежнему сильно тянули вниз. Исключение составило, пожалуй, дизтопливо – по нему наблюдалось сокращение минуса в погрузке. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные информационно-справочным порталом "Железнодорожные перевозки".

Тем не менее по итогам первого месяца весны эксперты заговорили о том, что восстановление объемов погрузки в отдельных сегментах нефтепродуктов с беспрецедентно низких уровней может поддержать спрос на цистерны.

Контейнерный всплеск

Традиционно высокой оказалась динамика погрузки грузов в контейнерах. В основном они прирастали за счет российского экспорта по Восточному полигону.

Самую высокую динамику продемонстрировал транзит, хотя его вклад в итоговый результат оставался достаточно скромным. Тем не менее в ОАО "РЖД" отчитались о том, что контейнерный транзит в марте вырос в 1,55 раза к уровню того же месяца прошлого года. Наибольшая динамика (+70%) – в направлении Китай – Европа – Китай.

По мнению операторов, в ближайшие месяцы объемы транзита могут увеличиться, в том числе под влиянием сбоя в перевозках по морскому маршруту через Суэцкий канал.

Как сообщил на оперативном совещании заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" Алексей Шило, в марте достигнут рекордный показатель по транзитным перевозкам – более 90 тыс. т в сутки.

Что в плюсе…

Погрузку на РЖД в марте также поддержали такие номенклатуры, как кокс, железная руда и зерно. Погрузка минудобрений, по предварительным данным, увеличилась в диапазоне от +4% до +11%. Рост погрузки лома черных металлов оценивается в +10% по сравнению с мартом 2020 года, промсырья и формовочных материалов – +11%, цемента – +5%.

Вместе с тем некоторые типы из указанных грузов в ближайшей перспективе могут ухудшить достигнутый результат. Например, зерно, которое служило драйвером погрузки в предыдущие месяцы. Однако в ближайшие месяцы возможен даже спад погрузки зерна на экспорт.

Это связано с введением пошлины на экспорт, сказал генеральный директор аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко. Об этом же рассказали и в Национальном союзе зернопроизводителей. Повлияет на погрузку и снижение мировых цены на пшеницу, о чем сообщил Reuters и подтвердили данные Института конъюнктуры аграрного рынка, а также аналитического центра "СовЭкон", представленные в рамках онлайн-конференции "Новый взгляд на российский биржевой рынок зерна".

Снижение динамики погрузки зерна отмечено уже в марте. Однако сейчас сказалась инерция экспортного рынка. Погрузку также поддержали и внутренние перевозки зерна.

…и что в минусе?

Ну а в отрицательной зоне по динамике погрузки на сети в марте, кроме нефтегрузов, остались такие номенклатуры, в частности, как лес, стройгрузы, химикаты и сода.

Черные металлы в предыдущие месяцы сильно минусовали. Однако в марте наметилась стабилизация их погрузки. Это связано с улучшением цен на сталь в Китае. Тем не менее прогноз о тренде на рост пока будет преждевременным. "Суть в том, что в этом году не будет новых мощностей и контроля над ростом производства сырой стали", – указано в исследовательской записке государственной Xinhua Finance.

Это означает, что в КНР в краткосрочной перспективе ожидается рост потребления стали. Однако в текущем году будет объявлено о более строгой политике обмена сталелитейными мощностями. Остальные мировые рынки, по данным MPI Steel Intertrading, имеют по-прежнему склонность к сокращению производства стали в 2021 году, что будет сдерживать российский экспорт и, соответственно, объемы погрузки черных металлов на РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить