01.04.2021


Дорогу на Элегест построят в будущих пятилетках

Правительство приостановило концессионное соглашение

Правительство приняло решение о приостановлении концессионного соглашения на строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино на срок до пяти лет без дополнительных платежей и штрафных санкций. Ранее ТЭПК Руслана Байсарова уже законсервировала выработки Элегестского угольного месторождения, ожидая сдвига сроков строительства дороги. По мнению экспертов, реальной потребности в коксующихся углях Элегеста у мирового рынка сейчас нет, а пятилетняя отсрочка без разрыва соглашения внесет определенность в ситуацию на рынке и позволит возобновить соглашение в более благоприятной обстановке.

Правительство приостановило концессию на строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино, следует из распоряжения от 29 марта, опубликованного на официальном портале правовой информации. Согласно распоряжению, в течение 60 дней концедент (Росжелдор) должен заключить с концессионером (ТЭПК "Кызыл-Курагино") допсоглашение, в котором будет предусмотрено приостановление сторонами всех обязательств на срок не более пяти лет. В соглашении также будет зафиксировано отсутствие взаимных претензий сторон в связи с неисполнением или несвоевременным исполнением соглашения, предусмотрено неначисление концессионной платы и штрафов и последующее возобновление. При невозобновлении соглашение будет считаться расторгнутым без компенсации понесенных расходов.

Ровно два года назад ОАО РЖД стало генподрядчиком стройки с возможностью привлечь к ней железнодорожные войска. Но уже в конце 2019 года в Минэкономики начали обсуждать необходимость актуализации проекта. В ее рамках предлагалось оказание проекту масштабной господдержки, в том числе предоставления капитального гранта на 50 млрд руб. и налоговых льгот на 51 млрд руб., инвестирования 66 млрд руб. средств ОАО РЖД и 32 млрд руб. средств Фонда национального благосостояния. Также Минэкономики обсуждало возможность увеличения грузовой базы проекта на 12,5 млн тонн с подключением к нему новых участников, что могло потребовать перепроектирования. О том, что сроки ввода дороги вновь сдвигаются (концессионное соглашение не могли заключить десять лет), стало известно в прошлом году, когда уже заговорили о возможности изменения условий концессионного соглашения без штрафных санкций и концессионной платы. При этом, согласно материалам ТЭПК, в 2019 году компания законсервировала горные выработки Элегеста, поскольку без дороги разработка месторождения экономически нецелесообразна.

В Минтрансе и ОАО РЖД от комментариев отказались, господин Байсаров на момент сдачи материала не ответил на запрос "Ъ".

Независимый эксперт Максим Худалов считает решение о приостановлении концессионного соглашения изящным и актуальным.

По его словам, уголь Элегеста на данный момент рынку не нужен как в силу темпов, набранных Эльгинским проектом и месторождениями "Колмара", так и потому, что сегодняшний скачок спроса обусловлен тем, что Китай скупает все на фоне конфликта с Австралией, а этот конфликт может утихнуть раньше, чем надеются российские поставщики коксующегося угля. Обсуждаемый же контракт ТЭПК с Индией на 40 млн тонн так и не вышел в стадию конкретики. За пять лет, полагает господин Худалов, минует еще один цикл в угольной отрасли, будут лучше понятны очертания рынка, станут яснее перспективы спроса на коксующийся уголь и перспективы "зеленой" металлургии (с использованием водорода): такие проекты сейчас появляются, говорит он, но в малых масштабах, и возможность успешного тиражирования технологии пока под вопросом. Хорошо, что не было принято решение о расторжении концессионного соглашения, отмечает эксперт: это бы поставило под вопрос многие проекты, не только Элегест.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ01.04.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить