15.12.2020


РЖД-Партнер, 15.12.2020

Вопрос номера

На рынке активно обсуждается предложение ОАО "РЖД" субсидировать покупку инновационных вагонов по схеме trade-in. Поводом стал главным образом профицит полувагонов, который замедляет производство инновационного подвижного состава с повышенной нагрузкой на ось. Операторы смогут получать по 1,5 млн. руб. на покупку нового вагона при сдаче трех старых. Финансировать механизм предлагается за счет субсидий от государства. Поможет ли эта мера загрузить заказами вагоностроителей и ускорить обновление парка?

Валерий Шпаков, генеральный директор Globaltrans

– Рыночный механизм приобретения вагонов должен основываться на их окупаемости, не на дотациях. Если меру вводить, то для всех, не только для универсального парка. Потому что в разных сегментах есть компании, которые хотели бы сдать три вагона и получить за них новый. Это касается и специализированных парков. Плюс, конечно, история должна быть сугубо добровольной и рыночной.

Сергей Романов, заместитель начальника департамента производственной инфраструктуры АО "ФГК"

– За счет инновационных вагонов мы могли бы увеличить вывоз продукции. Что для этого необходимо? Найти баланс парка.

По нашим прогнозам, если ничего не делать, то до 2030 года будет устойчивый профицит. Мы предлагаем систему trade-in. И считаем, что такая мера была бы эффективной. За счет нее мы могли бы избавиться от лишних вагонов, которые имеют старую конструкцию, и обновили бы парк новым подвижным составом. Какая выгода для операторов? В настоящее время часть парка все равно будет стоять, но за счет снижения общего количества вагонов на сети мы могли бы поехать. Какая выгода для завода? Завод получает в собственность старый подвижной состав при обязательном условии, что эти вагоны больше никогда не попадут на сеть. Соответственно, операторы уже не смогут воспользоваться теми запасными деталями. И не будет ситуации, которую мы проходили лет пять назад при массовом списании старого парка. Мы не получим на рынке контрафактных деталей.

Игорь Ромашов, глава Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ)

– Главное, чтобы это было добровольно, а не добровольно-принудительно. Если trade-in носит добровольный характер и может рассматриваться через призму экономики покупателя, если ему выгодно списать три вагона и получить компенсацию, взяв один новый, – пожалуйста.

Никто не будет возражать. Однако, опять же, почему только полувагоны, по которым и так большой профицит? Давайте распространим на весь подвижной состав. Почему не распространить эту программу на зерновозы, рефрижераторы, цистерны, фитинговые платформы, другой подвижной состав, который действительно востребован, и не субсидировать государственными деньгами тот подвижной состав, который и так в избытке?

Кирилл Томащук, заместитель генерального директора по гражданской продукции АО "Концерн "Уралвагонзавод"

– Механизм trade-in мы прорабатываем с конца прошлого года. И считаем, что ограничивать его списанием трех вагонов на один новый может быть нецелесообразно. Наверно, правильнее сделать так, чтобы оператор или собственник могли предложить в обмен на новый подвижной состав и на субсидию от одного до трех вагонов, у которых еще не истек срок службы. Но, безусловно, эта позиция дискуссионная. Мы считаем, что вагоны не должен списывать собственник, их должны утилизировать вагоностроительные заводы. Таким образом исключается попадание в повторный оборот запчастей и контрафакта. Единственное исключение может быть сделано для колес. Все мы помним 2019 год – дефицит и удорожание цены на колеса почти в 3 раза. Безусловно, эта ситуация была некомфортной как для производителей вагонов, так и для операторов. Поэтому можно допустить повторное использование колес. Мы считаем, что должно быть больше степеней свободы.

Анна Орлова, заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО "НПК "Объединенная Вагонная Компания", исполнительный директор ООО "ВНИЦТТ"

– У вагонного trade-in есть коммерческая привлекательность с точки зрения его потенциально возможных сценариев. Мы рассматривали на сроке жизненного цикла вагона разные модели, чтобы решить, что эффективнее: проводить капремонт на 16 годах эксплуатации либо сдать его в trade-in и получить новый. Безусловно, для тех вагонов, которые уже куплены (а у нас был длительный период высокой ставки на полувагоны, например), получается, что если рассмат ривать все затраты на обслуживание и отцепочный ремонт, то trade-in более оправдан. Ведь взамен старого вагона можно купить инновационный, который в ближайшие 8 лет не надо будет ремонтировать.

Евгений Семенов, исполнительный директор союза "Объединение вагоностроителей"

– Объединение вагоностроителей целиком и полностью поддерживает инициативу trade-in. Предлагаемые механизмы поддержки отрасли не только помогут сохранить загрузку производственных мощностей отечественных вагоностроительных предприятий и их кадровый потенциал, но и будут способствовать дальнейшему формированию устойчиво развивающегося высокотехнологичного сектора машиностроения. При этом ускоренное выбытие парка вагонов старых конструкций и его замена на подвижной состав с улучшенными технико-экономическими характеристиками будут способствовать увеличению производительности перевозочного процесса, необходимого для реализации приоритетных государственных проектов, в том числе майских указов президента.

Валерий Емельянов, аналитик "Фридом Финанс"

– Trade-in довольно широко используется в машиностроении по всему миру. Но в данном случае схема обмена вызывает ряд вопросов. Фактически речь идет о том, чтобы государство удваивало утилизационную стоимость вагона, платя премию поставщику. Производители получат двойную выгоду: списанный вагон, имеющий остаточную стоимость порядка 500 тыс. руб., и еще столько же в виде субсидии из бюджета. Заказчик в лице оператора не замотивирован участвовать в сделке. Средний срок службы грузовых вагонов в России – 12 лет, максимальный – более 20. У большинства компаний в строю вполне функциональная техника, которую можно реализовать на рынке дороже, чем сдавать в утиль. И это не считая того, что ряд операторов возят грузы в арендованных вагонах, что говорит об избытке произведенных мощностей. Так что большого спроса на trade-in не ожидается.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить