10.02.2021


Грузоотправители: гарантия объема вывоза угля на восток без дополнительных условий может привести к срыву ранее достигнутых договоренностей

Второй квартал 2020 года (пик пандемии коронавируса) демонстрирует превышение объемов перевозок на восток к соответствующему периоду 2019-го. Вероятно, без этого ударного II квартала итоги выполнения соглашения между Кемеровской областью и ОАО "РЖД" об экспорте угля на восток были бы совсем удручающими.

Такие выводы РЖД-Партнеру высказал заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО "Трансметкокс" Евгений Кузнецов в разговоре о влиянии приостановки пассажирского движения на грузовое, в том числе на дорогах Восточного полигона в 2020 году.

В прошлом году на фоне ограничительных мер и, как следствие, снижения спроса на пассажирские перевозки ОАО "РЖД" изменило в расписания более 200 поездов внутреннего сообщения: на одних направлениях они были приостановлены, на других только сокращены. На этом фоне в связи с вынужденной отменой пассажирских поездов Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) в начале апреля предложил в письме гендиректору ОАО "РЖД" Олегу Белозерову активизировать грузовые перевозки на восточном направлении, ссылаясь на рост спроса на грузовые перевозки на восточном направлении и ограниченность инфраструктуры.

Позиции участников рынка о том, какой эффект отмена пассажирского движения оказала на грузовые перевозки на рынке, свелись к тому, что она практически не облегчила жизнь грузоотправителям.

В СОЖТ, комментируя грузовые итоги 2020 года, напомнили, что для компании "РЖД" пассажирские перевозки являются весомой составляющей производственного процесса. И принятие решений о распределении грузового и пассажирского потоков связано в том числе с возложенной на нее социальной функцией. "В период пандемии РЖД постарались задействовать все резервы в части обеспечения погрузки и перевозки грузов, в том числе на Восточном полигоне. Поэтому союз с уважением и пониманием относится к решениям РЖД, так как компания по своему определению обеспечивает целостность перевозочного процесса с сохранением баланса в части грузового и пассажирского движения", – говорят в СОЖТ.

При этом в РЖД сообщили, что значительных изменений графика движения пассажирских поездов по Восточному полигону в 2020 году не было. И это обычная практика – использовать в случаях изменения периодичности курсирования пассажирских поездов нитки графика для пропуска грузовых поездов.

Генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов отмечает, что, сократив пассажирские перевозки, ОАО "РЖД" использовало высвободившиеся инфраструктурные мощности для грузовых перевозок на напряженных направлениях. И это решило проблему, но временно. "На мой взгляд, подобные колебания загрузки инфраструктуры стоит использовать не столько для провоза дополнительных объемов груза, сколько для решения долгосрочных задач по модернизации инфраструктуры. Сокращение пассажирских перевозок позволило бы сформировать график окон, комфортный для ремонтных подразделений", – говорит он, добавляя, что проведенный объем ремонтных или строительных работ скажутся уже в долгосрочной перспективе на пропускной и провозной способности лимитирующих участков.

Сейчас официальное число заболевших коронавирусом снижается, растет спрос на поездки и постепенно возобновляется международное железнодорожное сообщение. К примеру, уже возобновилось пассажирское железнодорожное сообщение с Республикой Беларусь.

"Мне сложно оценить возможное увеличение пассажиропотока на Восточном полигоне в 2021 году, но смею предположить, что массовой миграции населения все-таки в 2021-м на восток не будет. Беспокоит другое: сейчас угольщики восточных регионов заговорили о необходимости заключения подобных соглашений на вывоз угольной продукции между регионами и ОАО "РЖД". Тут важно помнить, что по методике квоты на восток для Кузбасса достаются в том числе и через перевозки в западном/южном направлениях. Это в определенном смысле является стимулом для отправителей в Кузбассе загрузить ранее развитую инфраструктуру ОАО "РЖД" и принести в итоге дополнительный доход монополии", – комментирует Е. Кузнецов.

Напомним, недавно стало известно о том, что Якутия хочет заключить с ОАО "РЖД" такое же соглашение о вывозе фиксированных объемов угля, какое уже второй год действует у монополии с Кузбассом. О причинах и последствиях такого решения можно прочитать в интервью "Якутская инициатива о гарантиях экспортного лимита стратегически оправданна, но способна отложить сроки транспортной части КПМИ до 2030 года".

Е. Кузнецов добавляет: вопрос о том, возможно ли использование подобного механизма для восточных регионов, сложный. "Там тарифное расстояние до портов Северо-Запада будет около 7-8 тыс. км. Просто гарантирование объем вывоза углей на восток без дополнительных условий может привести к срыву ранее достигнутых договоренностей, что недопустимо", – резюмирует он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.02.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить