02.12.2019


Погрузка на сети РЖД в ноябре сократилась на 1,7%, по итогам 11 месяцев - на 0,8%

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в ноябре 2019 года сократилась на 1,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 г., до 105,5 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении это составляет 3,514 млн тонн. Грузооборот в ноябре снизился на 3,3%, до 213,2 млрд тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - на 3,4%, до 271,6 млрд тонно-километров). Между тем, замглавы РЖД Алексей Шило ранее заявлял, что план работы монополии на ноябрь был установлен с ростом погрузки на уровне 0,9-1%.

ДИКИЕ "ЛЕБЕДИ"

Динамика погрузки заметно "провалилась" к концу I полугодия. Если в начале года она еще была слабо положительной (в феврале - +0,1%, 3,571 млн тонн в среднем в сутки; в марте - +0,5%, 3,655 млн), то уже в апреле упала до -1,9% (3,57 млн тонн) при верставшемся плане в +1,3%. В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). В июне динамика "просела" до -5,4% (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1%.

Лишь в июле погрузка вышла на прошлогодний уровень, составив 3,483 млн тонн в среднем в сутки при плане повышения на 0,2%. В августе рост составил 0,2% (3,515 млн тонн) при таких же ожиданиях. В сентябре погрузка увеличилась на 1% (до 3,533 млн тонн в среднем в сутки), хотя и оказалась ниже плана в +1,7%. В октябре 1%-ная динамика роста сохранилась (3,532 млн тонн) при прогнозе увеличения на 2%.

Генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров в конце октября отмечал, что в течение года погрузка, в том числе, определялась факторами "черных лебедей" - "событий, которые невозможно предсказать, форс-мажора, который нельзя просчитать". Тем более, что, по словам главы РЖД, "этот год железнодорожной отрасли послал не одного, а стаи "черных лебедей".

Топ-менеджер пояснял, что под "черными лебедями", в частности, имел в виду цены на уголь на западных рынках, из-за чего перевозки в этом направлении "очень серьезно сократились". Еще одним "серьезным вызовом" он назвал стоимость металла и волатильность цен на него на мировых рынках. На его потребление, по словам Белозерова, повлияло и антидемпинговое расследование в Европе, и взаимоотношения между Америкой и Китаем. "Стоимость первичного сырья тоже была достаточно волатильна. Это рукотворные вещи, которые не спрогнозировать", - добавлял он.

Также, отмечал глава РЖД, на погрузке сказались паводки, влиявшие на трафик в дальневосточном направлении (на фоне масштабных работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей). "Прежде всего, мы решали вопрос, касающийся людей и восстановления. Все силы были брошены на это, были разработаны специальные схемы движения, чтобы своевременно доставить помощь, материалы. В ряде случаев, поскольку размыло автомобильные дороги, железная дорога была единственным видом транспорта", - говорил генеральный директор монополии.

Кроме того, свою роль сыграло "изменение собственников нефтезаводов". "Кто-то обанкротился, у кого-то заводы останавливались из-за работ по модернизации, это оказало негативное влияние на погрузку нефти. Казахстан тоже вводил ограничения на импорт нефтепродуктов", - говорил Белозеров. В целом, по оценке компании, в результате всех этих и других факторов потеряно порядка 34 млн тонн грузов, которые были изначально заложены в плане погрузки на 2019 г. (3% от объемов отправки в январе-октябре 2019 г.).

НА ПУТИ К ПРОГНОЗУ

По итогам января-ноября 2019 г., согласно опубликованным в понедельник данным РЖД, погрузка на 0,8% ниже того же периода 2018 г. - 1 млрд 171,5 млн тонн. В частности, на 0,4% сократилась отправка каменного угля (до 341,4 млн тонн), на 2,1% - нефти и нефтепродуктов (до 211 млн тонн), на 5,5% - черных металлов (до 67,3 млн тонн), на 7,5% - их лома (до 13,7 млн тонн), на 3,7% - кокса (до 9,84 млн тонн), на 21,4% - зерна (до 19,4 млн тонн), на 8,3% - лесных (до 38,4 млн тонн), на 0,1% - строительных грузов (до 115 млн тонн), на столько же - промышленного сырья и формовочных материалов (до 32,4 млн тонн), на 2,5% - цветной руды и серного сырья (до 17,9 млн тонн), на 1% - химикатов и соды (до 23,8 млн тонн).

В то же время, на 3,6% с начала 2019 г. увеличилась погрузка железной и марганцевой руды (до 110,2 млн тонн), на 3,1% - химических и минеральных удобрений (до 55,5 млн тонн), на 4,5% - цемента (до 24,8 млн тонн). Грузооборот вырос на 0,4%, до 2,383 трлн тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - на 0,3%, до 3,028 трлн тонно-километров).

План работы "Российских железных дорог" в декабре предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,615 млн тонн (112,1 млн тонн в целом за месяц) с ростом на 2,9%, сообщал ранее источник "Интерфакса". С такой динамикой по итогам года этот показатель выйдет на уровень 1 млрд 283,6 млн тонн, что соответствует ранее заявляемым прогнозам по году с падением на 0,5%.

Изначально по 2019 г. РЖД закладывали в свой план работы рост погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой Шило, монополия видит перспективы для увеличения показателя сверх этого плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он. Между тем, осенью заявления стали чуть более осторожными, хотя цифры бюджета монополии и сохранялись на прежнем уровне. В сентябре Шило заявил, что по итогам 2019 г. "Российские железные дороги" нацелены обеспечить погрузку в объеме не ниже уровня 2018 г.

Позднее в проекте финансового плана на ближайшую трехлетку РЖД скорректировали динамику этого показателя до +0,2% (1,292 млрд тонн), а в середине октября, в более поздней версии документа - еще больше ухудшили прогноз погрузки на 2019 г., ожидая ее падения на 0,5% (до 1,284 млрд тонн). "Но себе ставим задачу все-таки не снизить (ее - ИФ) к предыдущему году. Полностью поддерживаем наших грузоотправителей. Если до конца года будет малейшая возможность выйти на уровень погрузки 2018 г. - мы будем к этому стремиться", - заявлял Белозеров.

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

При этом по 2020 г. прогнозная цифра не изменилась - 1,315 млрд тонн, что при снижении на 0,5% в 2019 г. дает рост показателя на 2,5% вместо прежних 1,8%. "На следующий год для себя пока берем объемы ДПР (долгосрочной программы развития - ИФ), которые были изначально заложены, с недобором (по 2019 г., для его возмещения - ИФ). При более благоприятных условиях постараемся выйти на эту цифру "за два года", чтобы войти в ДПР", - пояснял глава РЖД.

Говоря о том, что могло бы способствовать достижению этих показателей, он выделял ряд предпосылок. В частности, Белозеров отметил, что в 2019 г. в РФ был хороший урожай зерна. "Мы считаем, что зерно поедет", - сказал генеральный директор монополии. "Считаем, что по углю ситуация сможет немного нивелироваться по стоимости, по металлу изменится ситуация. С металлургами подписали ряд контрактов, которые нам дают определенные гарантии. Надеемся, что по бензину, нефтяным грузам ситуация также стабилизируется ", - отмечал он.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.12.2019

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить