22.12.2010


С началом кризиса рост тарифов на грузовые ж/д перевозки притормозили. Кризис кончился, а "узду" с тарифов не сняли

На недавнем заседании Комиссии по модернизации в Сколкове президенту страны предложили "понуждать бизнес к инновациям". Президент обещал подумать.

Понятно, что понуждать нужно не дубинкой, а преимущественно экономическими мерами. Например, с помощью тарифной политики. С началом экономического кризиса рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки притормозили, дабы поддержать экономику и бизнес. Но кризис кончился, а "узду" с тарифов не сняли. В ближайшие три года их рост пока запланирован как более чем скромный: 8% - в 2011 году, 7,4% - в 2012-м и 6,4% - в 2013-м. Но вопрос: а что мы этим поддерживаем? По мнению экспертов, подобная тарифная политика лишь консервирует отсталость экономики, ее сырьевую направленность. Каждый год металлурги и угольщики апеллируют к правительству по поводу "чрезмерно высоких" тарифов. Но может быть, стоит позволить тарифной планке занять такую экономически обоснованную высоту, когда владельцы шахт начнут создавать угольную электроэнергетику, строить предприятия по переработке топлива в синтетические моторные масла? Вот и инновации, и продукция с высокой добавленной стоимостью. Кстати, доля угля в производстве электроэнергии в США составляет 52%, в Китае - 72%. А в богатой ресурсами России - всего 12%.

Были бы естественные с точки зрения баланса спроса и предложения тарифы, может быть, и не вывозилось бы из страны сырье в таких количествах, как сегодня, а перерабатывалось бы на месте. Та же руда и тот же лес.

Переход к гибкой тарифной политике решил бы массу проблем, в частности с перегрузкой магистральных линий и нехваткой финансовых ресурсов для модернизации железнодорожного транспорта. Тогда и частный бизнес строил бы металлургические заводы не в Индии, не в США, а в России. Китай приобретает активы за рубежом, чтобы воспользоваться передовыми технологиями для своей промышленности. А у нашего бизнеса стимула нет, он и без того "в шоколаде". Рентабельность сырьевых отраслей превышает 20%.

Между тем объем недофинансирования железнодорожного транспорта превышает уже сотни миллиардов рублей. При рентабельности всего 1,5% ОАО "РЖД" очень трудно будет найти средства, чтобы закрыть все увеличивающуюся "дыру". И если не изменить тарифную политику, то вывозить сырье может оказаться нечем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.10Понуждение к инновациям

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить