15.11.2010


В условиях дефицита подвижного состава порожний пробег представляет собой очень серьезную проблему - В. Якунин

Ни для кого не секрет, что порожний пробег грузовых вагонов является сегодня одной из язв российского железнодорожного транспорта, о чем совсем недавно вновь напомнил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он отметил, что в условиях дефицита подвижного состава порожний пробег представляет собой очень серьезную проблему, и предложил вариант ее решения: изменить законодательство, в частности, по тарифному регулированию таким образом, чтобы «оператору стало невыгодно гонять порожние вагоны мимо существующей грузовой базы». То есть более или менее прямо признается, что различные экономические факторы позитивного эффекта не дают, а стало быть, пришел черед выдавить этот положительный эффект с рынка посредством администрирования. Нельзя не отметить, что данная идея по крайней мере логична. Столь же ожидаемой и естественной была и реакция на нее со стороны различных участников рынка.

Наиболее жесткую оценку инициативе В. Якунина дал директор по маркетингу и стратегическому развитию ЗАО «3Р» Станислав Золотарев: «В ОАО «РЖД» забыли, что они не политики и не вправе применять административные меры, как это может делать российская власть». По его мнению, проблемы, которые возникают на рынке железнодорожного транспорта, следует решать посредством рыночных механизмов. «По итогам 2009 года более 50 операторов из 500 самых крупных, имеющих более 50 вагонов, с рынка ушло. А это около 10%», – отмечает С. Золотарев. По его мнению, этот факт является наглядным свидетельством тому, что рынок сам освобождается от тех компаний, которые оказались не способны выстроить доброкачественные логистические схемы. И пытаться применить в данном случае административный ресурс – это значит лишь ухудшить и без того непростую ситуацию. Мнение С. Золотарева является, конечно, самым радикальным. Однако нельзя не отметить, что многие его коллеги по цеху разделяют подобную настороженность. О том, что вопрос как минимум неоднозначен, говорит начальник коммерческого отдела ООО «БалтТрансСервис» Алла Чапчикова. По ее мнению, рассуждать о подвижном составе в целом и предлагать некие общие правила для его работы неверно уже с технической точки зрения. Какие-то виды вагонов более универсальны в использовании, какие-то – менее. Накрыв все этого многообразие единой юридической шапкой под названием «подвижной состав», государство и ОАО «РЖД» могут создать очень серьезные трудности для отдельных перевозчиков, занимающихся транспортировкой специфических грузов, отмечает она. Кроме вопросов, связанных с упомянутой спецификой, существуют потенциальные сложности, обусловленные региональными особенностями. По мнению начальника отдела отгрузок ООО «Агромашхолдинг» Сергея Шибких, административные ограничения порожнего пробега неминуемо приведут к росту тарифов в тех пунктах доставки, где обратная загрузка невозможна. А поскольку такая ситуация, как правило, имеет место в отдаленных районах, то дальнейшее развитие событий представляется по меньшей мере совсем не радужным. В частности, с точки зрения С. Шибких, неизбежен дальнейший рост социальной напряженности в ряде и без того неблагополучных регионов.

Возможность применения административного ресурса вызывает опасения и у тех компаний, которые владеют собственным вагонным парком. Ведь если ограничения по порожнему пробегу распространятся и на них, то многим грузовладельцам в ближайшей перспективе это также не сулит ничего хорошего. Начальник транспортного управления ОАО «КуйбышевАзот» Иван Демидов отмечает, что ранее, в условиях дефицита подвижного состава, многие крупные грузоотправители вынуждены были обзаводиться своими вагонами. «Естественно, что при этом ОАО «КуйбышевАзот» ориентируется на собственные потребности и специфику своих перевозок», – отмечает И. Демидов. И если в данном случае будет навязана обратная загрузка, то это поломает все имеющиеся логистические схемы и приведет к новым расходам. Кто будет платить? Этот вопрос интересует многих, однако внятного ответа пока что нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru13.11.10Нам бы порожний пробег взять и отменить…

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить