08.10.2010


Российские угольщики зависят от тарифов РЖД, поскольку в структуре себестоимости транспортные издержки составляют 40 процентов

Вопреки требованиям Энергетической стратегии России на период до 2030 года о возрастании доли угля в топливно-энергетическом балансе страны внутреннее его потребление на протяжении вот уже 10 лет не увеличивается. А рост объёма добычи связан лишь с увеличением экспорта в Китай. К такому выводу пришли участники «круглого стола», состоявшегося в Государственной Думе.

К обсуждению была предложена тема «Инновационные решения в угольной отрасли». И выбрана она не случайно. Как отмечалось на заседании, катастрофа на шахте «Распадская» отразила тяжёлое положение угольщиков в целом по стране. «По сравнению с другими отраслями ТЭК мировой финансовый кризис оказал большое влияние на работу отечественной угольной отрасли. Стало очевидно, что прибыльность экспорта угля значительно ниже прибыльности экспорта нефти и газа, а его стоимость подвержена серьёзным колебаниям мировых цен на энергоносители», – считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачёв. Кроме того, российские угольщики зависят от тарифов РЖД, поскольку в структуре себестоимости транспортные издержки составляют 40 процентов. В течение последних 15 лет объём государственной поддержки угольной промышленности уменьшился в пять раз. Из-за большого срока окупаемости инвестиций угольные компании теряют доступ к «длинным» кредитным ресурсам. В минувшее десятилетие модернизация, как правило, проводилась за счёт собственных средств предприятий, а после начала финансового кризиса отрасль оказалась в сложной ситуации. По разным оценкам, производительность труда отечественных угольщиков в 3–4 раза ниже китайских компаний и в 5–7 раз – американских. Для увеличения производительности нужны новые технологии, но банковское сообщество кредитовать модернизацию производства не торопится. В результате отечественная наука и предприятия, которые могут разрабатывать, изготовлять оборудование для угледобывающей отрасли, остаются без заказов. Российские предприятия становятся зависимы от поставок в Китай. Несмотря на продолжающийся рост добычи своего топлива, страна увеличивает импортные закупки. Счёт идёт на миллионы тонн. Да, сохранением высоких темпов развития своей экономики КНР поддержала наших угольщиков. Тем не менее, остаётся открытым вопрос – как долго на китайском внутреннем рынке будет сохраняться дефицит угля и как долго мы сможем туда его экспортировать? В ходе дискуссии участники «круглого стола» отмечали, что развитые страны увеличивают потребление угля. По такому же пути должна пойти и Россия. Необходимо развивать внутренний спрос на этот вид топлива и сокращать потребление природного газа, поскольку окончание эры дешёвого газа не за горами. Кроме того, эксперты обращают внимание на возможные проблемы, связанные с масштабной газификацией труднодоступных районов страны. Строительство трубопроводов и прокачка газа здесь могут оказаться убыточными.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Парламентская газета.ru07.10.10Китай топим своим углём

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить