22.09.2010


С начала года железнодорожные контейнерные перевозки находятся на подъеме. За это время многие частные компании успели в разы увеличить объем транспортируемых грузов. При этом перевозки крупнейшего игрока - "ТрансКонтейнера" - растут более медленно.

С начала года железнодорожные контейнерные перевозки находятся на подъеме. За это время многие частные компании успели в разы увеличить объем транспортируемых грузов. При этом перевозки крупнейшего игрока - "ТрансКонтейнера" - растут более медленно.

Согласно статистике ОАО "РЖД", объем перевозимых грузов в контейнерах по сети за первое полугодие вырос на 23% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достиг 11,5 млн тонн. Грузооборот за тот же период вырос на 25% - до 42,5 млрд ткм.

Данные крупнейших игроков отрасли демонстрируют еще более впечатляющий рост. Так, общий объем железнодорожных контейнерных перевозок группы FESCO увеличился в четыре раза и достиг 84,7 тыс TEU.

"Происходит восстановление экономики и как следствие - потребительского спроса. Этот процесс идет более быстрыми темпами, чем мы консервативно предполагали", - говорит вице-президент FESCO по корпоративным коммуникациям Станислав Вартанян.

В то же время операционные показатели крупнейшего железнодорожного контейнерного перевозчика - "ТрансКонтейнера" - хотя и росли, но заметно ниже рынка. По данным отчетности компании за второй квартал этого года, объем перевозок фитинговыми платформами достиг 299 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что на 7,6% превышает аналогичные показатели прошлого года. Правда, как пояснили в компании, с начала года "ТрансКонтейнер" применяет новую методику подсчета грузоперевозок, согласно которой рост на самом деле меньше - всего 4%.

Крупнейший перевозчик просто не успевает за рынком, считают аналитики. Так, по словам директора аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиции" Евгения Шаго, "ТрансКонтейнер" растет недостаточно быстро, его опережают частные перевозчики.

В результате доля рынка "ТрансКонтейнера" в январе - июне 2010 года упала до 52%, тогда как в кризисном 2009 году она достигала 64% (согласно отчету оператора по итогам второго квартала 2010 года). На вопрос о причинах падения доли рынка в компании ответили, что это связано с "оптимизацией ценовой политики в условиях начавшегося восстановления рынка контейнерных перевозок". Проще говоря, если в прошлом году, чтобы сохранить клиентов, "ТрансКонтейнер" не повышал тарифы на перевозки, то в этом году цены выросли, и, как следствие, часть грузопотока перешла к другим компаниям. Но и ближайший конкурент "ТрансКонтейнера" - FESCO, по словам Станислава Вартаняна, тоже повысил тарифы в этом году, что, однако, не помешало группе существенно улучшить операционные показатели. Причем конкуренция возникает и там, где ее раньше не было, считает президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин. В качестве примера направлений, где у компании выросла конкуренция, он приводит Забайкалье, а также транспортные потоки, ведущие к портам Дальнего Востока.

При этом лидер сам отчасти способствует тому, чтобы падала его доля рынка, отдавая часть направлений в обслуживание другим компаниям, полагают некоторые эксперты. По их словам, "ТрансКонтейнеру" не интересны мелкие отправки, и в результате их на себя берут другие перевозчики - как мелкие, так и крупные. И все они понемногу отбирают у него долю рынка.

Николай Титюхин считает, что для крупной компании это нормальное явление.

"Кризис заставил людей подумать: "Чем я владею, какими располагаю силами? Какими видами услуг я могу пренебречь, а какие будут правильно восприняты на рынке?" Надо отдать должное, что с этой точки зрения "ТрансКонтейнер" - гибкая компания", - говорит эксперт.

По его словам, лучше сосредоточиться там, где есть свободное поле для деятельности, есть большие объемы.

Что касается общего отставания роста перевозок "ТрансКонтейнера" по сравнению с конкурентами, то это частично объясняется тем, что в кризис его объемы упали не так сильно, как у других. По данным компании, в начале 2009 года наблюдалось в два-три раза меньшее снижение объема грузоперевозок, чем у конкурентов. При этом удельный вес "ТрансКонтейнера" в перевозках по России в это время вырос до 67,5%.

Высокая доля внутрироссийских перевозок сохраняется у компании и сегодня. Хотя она и значительно снизилась с 2009 года, но, согласно отчетности "ТрансКонтейнера" за второй квартал 2010 года, все еще находится на уровне почти 59%.

Нынешний же рост перевозок был во многом обеспечен за счет увеличения импортных и транзитных грузопотоков. В первом полугодии 2010 года по сравнению с прошлым годом "импортные перевозки и транзит выросли, соответственно, на 34,7% и 39,3%, а внутренние перевозки и экспорт несколько меньше - на 6,4% и 16,7%", говорится в материалах "ТрансКонтейнера".

Эти данные согласуются и с комментариями других участников рынка. Как пояснили в "Трансгаранте", кроме общего поднятия рынка на рост показателей оператора повлияло увеличение объема импортных грузов.

"Трансгарант" активно участвует в перевозках импортных грузов в контейнерах ускоренными контейнерными поездами. У нас есть стабильные маршруты перевозок как с востока на запад, так и в обратном направлении", - сообщили в компании.

Комментируя рост грузооборота на всех своих направлениях, в компании "Русская Тройка" отметили, что основное поддерживающее влияние в 2009 - начале 2010 года оказали развитие внутренних перевозок и экспортные потоки, а с третьего квартала 2009 года отмечается стабильный прирост импорта, который продолжается и сегодня.

В этом свете стратегия развития "ТрансКонтейнера", направленная в том числе и на расширение своего присутствия за рубежом, выглядит логичной. С начала года компания неоднократно объявляла об открытии дочерних обществ за границей, было создано совместное предприятие с группой GEFCO, одной из крупнейших европейских логистических компаний.

По всей видимости, одним из основных направлений компании является создание специализированных контейнерных поездов. Так, в мае этого года по этой схеме была организована доставка автокомплектующих FIAT из Италии в Россию, что позволило заменить морской транспорт железнодорожным, а также задействовать терминал "ТрансКонтейнера" в словацкой Добре. В июне при поддержке ОАО "ТрансКонтейнер" и DB Intermodal было создано совместное российско-немецкое предприятие Trans-Eurasia Logistics, которое начало регулярные контейнерные перевозки между Дуйсбургом (Германия) и Москвой.

К практике организации контейнерных поездов, как уже писал "Гудок", обращаются в настоящее время многие игроки в отрасли, что свидетельствует о подъеме рынка контейнерных перевозок. Помимо перечисленных проектов у "ТрансКонтейнера" есть и удачный опыт работы с морскими линиями на Черном море через порт Ростов-на-Дону. По данным Николая Титюхина, рост грузопотока в прошлом году там составил 56%.

Остается предположить, что все эти проекты имеют отложенное влияние на общие операционные показатели и принесут рост грузооборота в будущем. Способствовать этому должна и программа обновления и модернизации парка вагонов "ТрансКонтейнера", согласно которой на приобретение фитинговых платформ до конца 2010 года компания планирует направить до 1,6 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.10Неравный рост

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить