13.09.2017


Деньги переезжают на юг

На официальном портале правовой информации опубликован документ, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, который предоставляет ОАО "Российские железные дороги" право направить 5 млрд руб., которые предназначались на развитие в этом году участка Междуреченск – Тайшет так называемый проект "Южсиб" на строительство железной дороги в обход Краснодарского узла. Строительство обхода Краснодарского узла ведется с 2007 года и включено в состав комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги".

Краснодарский узел развяжут инвестициями. При реализации этого проекта преследовалось две цели. Первая – вынос железнодорожных путей из центра Краснодара. Дело в том, что через центр Краснодара ежедневно проходят тысячи тонн опасных, горючих, взрывчатых веществ и для города с миллионным населением транспортный коллапс стал практически ежедневным явлением. На месте железнодорожных путей, как говорилось в проекте, предусматривается строительство автомобильной дороги, скоростного трамвая и т.д. То есть строительство обходного пути должно было помочь уменьшить транспортные проблемы Краснодара.

При достижении второй цели должен был увеличиться грузопоток в порты Азово-Черноморского побережья и Крым. На федеральном уровне реализация проекта "Краснодарский транзит" важна для бесперебойной обработки прямых транзитных грузов, проходящих через Краснодарский транспортный узел. В целом проект должен стать транспортным коридором, связывающим промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, Грушевая) и Крыма. По оценкам ОАО "РЖД", пропускная способность этого транспортного коридора может составить около 130 пар поездов в сутки.

Проект предусматривает строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), реконструкцию существующего пути, удлинение приемо-отправочных путей на станциях, реконструкцию контактной сети, строительство новой линии – обход Краснодарского узла (69 км), строительство и реконструкцию тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры.

Изначально ОАО "РЖД" планировало завершить обход Краснодарского узла в 2018 году. Однако объемы недофинансирования проекта стали расти уже в 2016-м, отодвигая и сроки его завершения. На одном из своих выступлений на заседании президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России министр транспорта Максим Соколов сообщил, что финансирование этого проекта было сокращено в рамках оптимизации бюджета до 2019 года. "Вопрос, который был поднят в моем выступлении, – недостаточность сегодняшних бюджетных решений до 2019 года для финансового обеспечения дальних подходов, обхода Краснодара, потому что без этого мы всю грузовую базу не провезем от Волгограда до Краснодара и к ближним подходам к Керченскому транспортному переходу, к портам Азово-Черноморского бассейна. Здесь с учетом бюджетных проектировок в течение трех лет мы видим общий недостаток 29 млрд руб.", – сказал министр. По его словам, общий объем государственного финансирования развития железнодорожной инфраструктуры в регионе должен составить более 220 млрд руб. в период до 2019 года. По оценкам министра, при полной реализации проекта пропускная способность железной дороги составит 100 пар пассажирских поездов в сутки, 134 млн тонн в год грузовых перевозок. "Мы практически удвоимся по грузовым перевозкам и на четверть прирастем по пассажирским", – пояснил Максим Соколов.

Ситуация с недофинансированием проекта обхода Краснодарского узла не раз обсуждалась на правительственных совещаниях. Так, весной на совещании с вице-премьером Аркадием Дворковичем, по совместительству – председателем совета директоров ОАО "РЖД", было решено 5 млрд руб. на строительство железнодорожного обхода Краснодарского узла взять из инвестпрограммы компании "РЖД" на 2017 год.

Однако затем в правительстве нашли другой источник средств для обхода Краснодара. Этим источником оказался другой проект – так называемый "Южсиб": участок Междуреченск (Кемеровская область) – Тайшет (Иркутская область). В подписанном премьером Медведевым документе говорится, что РЖД могут использовать 5 млрд руб., которые были выделены из госбюджета на "Южсиб" в 2013–2015 годах. Логика правительства в данном случае вполне понятна – по перспективам объемов грузоперевозок краснодарское направление выглядит гораздо привлекательнее: по окончании строительства участка Междуреченск – Тайшет, к 2020 году, пропускная способность этого участка оценивается порядка 85 млн тонн нетто в год. Кроме того, в правительстве расценили, что доходность перевозки угля (основного вида груза на этом участке) низкая, следовательно, сроки окупаемости вложений длительные. При этом без господдержки этот проект не реализуем.

Впрочем, учитывая текущую бюджетную задолженность Краснодарского проекта, 5 млрд руб., перенаправленные с "Южсиба" на Краснодарский узел, вряд ли решат проблему и существенно ускорят реализацию обходного проекта. Тем не менее на сегодняшний день переориентация финансовых средств с менее перспективного проекта на более перспективный, возможно, кажется наиболее логичной и понятной.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.09.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить