14.07.2017


Биржа вагонов простаивает

За три с небольшим месяца РЖД удалось привлечь на свою биржу вагонов всего около 2% подвижного состава. Многие операторы с условиями участия в торгах не согласны

В конце марта 2017 г. РЖД запустила электронную торговую площадку "Грузовые перевозки", чтобы поддержать конкуренцию на рынке услуг по предоставлению вагонов. Пока площадка отправила 20000 вагонов с более чем 1 млн т грузов для 300 клиентов, рассказали "Ведомостям" два источника в разных компаниях- операторах. На бирже представлены вагоны лишь трех операторов: Федеральной грузовой компании (ФГК), Первой грузовой компании (ПГК) и "Нефтетранссервиса", говорят собеседники (представитель ФГК участие подтвердил, его коллеги из ПГК и "Нефтетранссервиса" отказались это комментировать). Для сравнения: общий парк вагонов в июне был более 1,1 млн единиц.

Eще в мае 2017 г. директор по коммерческой деятельности РЖД - гендиректор Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отмечал, что биржа испытывает нехватку предложений собственников подвижного состава для обеспечения потребностей грузоотправителей - представителей малого и среднего бизнеса.

Площадка задумывалась, когда на рынке был профицит полувагонов, а теперь его нет и необходимости в бирже - тоже, считают источники в нескольких компаниях-операторах. К тому же условия, которые предлагает РЖД, устраивают не всех операторов - "Ведомости" опросили более шести.

Агентское вознаграждение за выигранный контракт - 2,5%, перечисляют источники в компаниях- операторах. Перевозка, по словам одного из них, оплачивается только через 5-6 недель после оказания услуги. "Условия участия в торгах предусматривают, что владелец вагона несет материальную ответственность за недоставку вагона вне зависимости от причин. За каждый вагон ему придется заплатить около 1100 руб.", - говорит собеседник "Ведомостей". Для сравнения: суточная ставка аренды полувагона в июне была 1300-1400 руб. На биржу вагонов пришли не все "дочки" РЖД - это еще одно свидетельство, что проект недоработан, иронизирует сотрудник еще одной компании. Условия непривлекательны - сейчас биржу можно использовать лишь для перевозки в крытых вагонах - на этом рынке наблюдается профицит, а вот полувагонов не хватает - эту проблему площадка не решит, говорит источник в компании-операторе. "Как канал продаж площадка должна отвечать рыночным требованиям - предоставлять технологические и ценовые преференции участникам", - считает он. Готовность операторов участвовать в торгах повысят технологические и организационные дополнения в проекте, уверена пресс- секретарь ПГК Eлена Тимофеева.

ФГК готова и дальше работать на площадке РЖД, привлекая на площадку другие виды вагонов, заявил руководитель компании Алексей Тайчер (его слова передал представитель). По его мнению, это эффективный способ сотрудничества оператора и грузоотправителя.

Площадка упростит доступ клиентов к услугам перевозки и привлечет дополнительные грузы на железнодорожный транспорт, уверен представитель РЖД: благодаря сокращению порожнего пробега операторы смогут регулировать ценовые предложения. Представитель РЖД говорит, что компания планирует совершенствовать систему - организовать взаимодействие операторов для краткосрочной передачи вагонов друг другу.

ФАС поддерживает биржу

Привлечение операторов и грузоотправителей на электронную площадку - необходимый шаг для перехода РЖД из состояния советской монополии в статус инновационной компании, уверен заместитель руководителя ФАС Александр Редько. ФАС, по его словам, открыта к диалогу, чтобы улучшить работу биржи.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости14.07.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить