21.04.2017


Условия будут жесткими

Для модернизации инфраструктуры АЖД нужны заемные средства.

Французская консалтинговая компания Sistra выиграла тендер на подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) капитального ремонта железной дороги Баку – Ялама – Астара в Азербайджане. Документы являются обязательным условием для финансирования проекта из фондов международных финансовых организаций

Компания Sistra готовит ТЭО капремонта линии Баку – Ялама (до границы с РФ) в рамках технической помощи Азиатского банка развития (АБР), сообщил председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов. На реализацию проекта отводится три года, поэтому в АЖД есть острая заинтересованность в скорейшей подготовке документов и определенности с финансами.

Однако глава представительства АБР в Азербайджане Нариман Маннапбеков предупредил, что на это потребуется время и разработка ТЭО завершится лишь к августу 2017 года.

"Мы пока не можем назвать точную сумму финансирования, потому что грант на разработку ТЭО проекта утвержден, консультанты приступили к работе и только после его подготовки можно будет назвать ориентировочную сумму. Пока индикативно мы запланировали на инвестиционную часть около $200 млн, но сумма может быть как больше, так и меньше", – уточнил Нариман Маннапбеков.

По его словам, кредит будет направлен на развитие железнодорожной ветки Баку – Ялама в рамках транспортного проекта "Север – Юг". Предстоит восстановить и реабилитировать 441 км участка, а также компьютеризировать систему управления грузовыми операциями. Сейчас его пропускная способность не превышает 5 млн тонн грузов в год. Но в перспективе объем планируется увеличить до 10–15 млн тонн. Поэтому необходимо провести ряд технических мероприятий, чтобы обеспечить перевозки с соблюдением норм безопасности.

Представитель железнодорожной администрации Азербайджана в Москве Рафик Зейналов пояснил, что на линии Баку – Ялама пути находятся в ненадлежащем состоянии, так как давно не проводился ремонт. "Поэтому, учитывая приоритетность участка в развитии коридора "Север – Юг", мы хотим его усилить и ускорить. Сейчас строится железная дорога до Астары, которая является частью маршрута, где мы граничим с Ираном, но туда нужно доехать. Участок, конечно, электрифицирован, но предстоит полностью поменять железнодорожное полотно, рельсы, шпалы, стрелочные переводы, то есть все, что связано с верхним строением пути", – говорит специалист.

Для реализации проектов такой сложности и объемного финансирования международные банки обязательно проводят тендерные процедуры для отбора подрядчиков, а победителям для подготовки ТЭО выделяется грант, отметил экономический обозреватель азербайджанского информационно-аналитического агентства "Туран" Хафиз Бабалы. "К участникам предъявляются очень серьезные требования, поэтому наши национальные консалтинговые компании здесь не выдерживают конкуренции. Как правило, выигрывают европейские организации, как в случае с французской Sistra. Это условие также распространяется на поставщиков товаров и услуг", – уточнил эксперт.

По его словам, ТЭО обычно готовится для обоснования собственно проекта: соответствует ли он заявленным целям, и насколько его реализация необходима для развития железнодорожной системы страны с учетом регионального аспекта, а также увеличения транзитного потока. "Если проект удовлетворяет данным параметрам, международные кредиторы могут предложить более привлекательные условия кредита. Его получает правительство, а бенефициаром выступает железная дорога. Но Азербайджан уже давно потерял право на льготное кредитование, и нужно рассчитывать, что условия финансирования будут жесткими", – отметил Хафиз Бабалы.

Как считает эксперт Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Алексей Чекрыжов, для Азербайджана особенно важно повысить транзитные мощности государства и железнодорожный транспорт здесь имеет один из приоритетов. "На развитие железнодорожной инфраструктуры в Баку делают основную ставку в призме необходимости диверсификации экономики. Кроме того, эта отрасль представлена рядом проблем, таких как высокие тарифы транзита, бюрократия, низкий уровень развития электронного документооборота. К тому же существующие железнодорожные пути имеют большую степень износа. В Азербайджане не так много линий, отвечающих современным требованиям, и в большинстве случаев это пассажирские. Поэтому, когда речь заходит о раскрытии транзитного потенциала государства, экономить нельзя. В Баку хватаются за любые возможности модернизации железнодорожной инфраструктуры, и в современных условиях заемные средства международных банков являются наиболее предпочтительным инструментом воплощения таких идей", – резюмировал эксперт.

В компании Sistra комментарии не предоставили. По официальной информации, организация специализируется на консалтинге и управлении проектами, планировании транспортных систем и разработке программ технического обслуживания в сфере железнодорожного транспорта, включая метрополитен. В сентябре 2016 года Sistra выиграла тендер, объявленный Европейским банком реконструкции и развития, по разработке ТЭО проекта по развитию инфраструктуры Железной дороги Молдовы. Правда, в этом случае кредит в размере 52,5 млн евро был выделен до подготовки необходимых документов и на весьма привлекательных условиях – сроком на 15 лет с льготным периодом 3 года и процентной ставкой 1,5%. В сравнении с Молдовой Азербайджану явно не повезло.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.04.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить