15.08.2008


РЖД-Партнер, №15 (139), август 2008

Колонка редактора

Андрей Гурьев

"Ничего страшного не произошло, и, в общем-то, гора родила мышь", – так отозвался президент АСКОП, генеральный директор ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев на изменения в Совете директоров ОАО «РЖД». «Какой-то революцией я бы, конечно, это не назвал», – согласился председатель Совета директоров ОАО «Новая перевозочная компания» Александр Елисеев. «Тема неоднозначная», – заявил профессор ВАВТ Константин Холопов.

В то же время и эти, и многие другие представители транспортного рынка в целом отнеслись к нововведениям достаточно позитивно. «Этот шаг должен снизить тенденцию к неизбежному обюрокрачиванию и «министеризации» таких структур, развитию в их деятельности подлинно предпринимательского начала, повышению прозрачности, а в конечном итоге – эффективности», – сообщил нам заместитель генерального директора ООО «Независимая транспортная компания» Андрей Горленко. «Большинство из кандидатов являются выходцами из коммерческих структур, а это, возможно, побудит монополию повернуться лицом к пользователю услуг», – предположил директор по транспорту ОАО «Уралмашзавод» Алексей Новиков. «Появится некая свежая струя, неординарные мнения, которые, будем надеяться, станут учитываться в реальной деятельности компании. Это новая кровь», – отметил А. Елисеев. «Думаю, что независимые члены действительно смогут реально влиять на политику ОАО «РЖД», поскольку компетенция его Совета директоров отнюдь не является какой-то формальной», – заявил генеральный директор ООО «Аппарель» Игорь Санковский. Напомним, что впервые Дмитрий Медведев сообщил о планах замены чиновников на независимых директоров в советах директоров госкомпаний в предвыборном выступлении на Красноярском экономическом форуме 15 февраля.

В начале июня идею публично развил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В его же выступлении на Петербургском экономическом форуме прозвучал и более общий тезис о сегодняшней явной избыточности прямого участия государства в экономике и необходимости скорейшего преодоления этого ведущего к снижению конкурентоспособности промышленности страны явления. 23 июля премьер Владимир Путин утвердил новый состав Совета директоров ОАО «РЖД». Вместе с тем многие наблюдатели все-таки надеялись, что в обновленный орган войдут люди в том числе и из транспортной сферы, а не только со стороны. «Первоначально в одном из списков фигурировала кандидатура президента НАТР Георгия Давыдова. Вот его я считаю человеком, который бы вполне мог быть реальным независимым директором, поскольку является хорошо знающим отрасль специалистом, всегда имеющим свою компетентную позицию по любому вопросу», – поделился своими соображениями А. Елисеев. «Я также полагаю, что присутствие Г. Давыдова только положительно отразилось бы на работе Совета директоров», – сообщил А. Новиков. Наряду с этим генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков при публикации первых списков заметил: «Хотелось бы особенно отметить в качестве положительного момента возможность появления в составе Совета представителей частных операторских компаний». «Вхождение в Совет участников транспортного рынка представляется обязательным, прежде всего представителей операторских и экспедиторских ассоциаций», – высказал свое мнение И. Санковский. Но есть и иные точки зрения. Так, например, К. Холопов сообщил: «До настоящего времени Совет директоров мало влиял на деятельность крупнейшей транспортной компании страны. Другое дело – кто инициировал введение в его состав независимых директоров? Думаю, что само руководство ОАО «РЖД». Такие фамилии, как А. Шаронов и А. Шохин, – это поддержка бизнес-сообщества. Видимо, ставка сделана на «капитанов бизнеса», которые поддержат руководство компании в продвижении ее инвестиционной составляющей. Поэтому нас ждут большие перемены». Как известно, один из магистральных путей преодоления избыточности государства в экономике заключается в реструктуризации государственных затратных монополий и создании на их месте эффективных конкурентных рынков. Станут ли новые независимые члены советов директоров ОАО «РЖД» и других госкомпаний стараться работать в подобном направлении, или же проведенные перемены будут иметь лишь декоративный характер? Для многих ответ пока неочевиден.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить