10.12.2013


Необходими комплексная система сокращения издержек оборота вагона, принятого к перевозке

Выполнению графика движения поездов в ОАО "РЖД" сегодня уделяется первостепенное внимание. Именно график

представляет собой тот ориентир, который во многом определяет оценку работы всей компании. Пока же его выполнение находится не на должном уровне, что, в свою очередь, не позволяет компании в полной мере позиционировать себя на транспортном рынке с максимальной клиентоориентированностью.

Характеризуя на одном из последних совещаний текущую ситуацию с движением как достаточно сложную, первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов тем не менее констатировал, что она хотя и медленно, но неуклонно улучшается. Так, по итогам 10 месяцев график движения грузовых поездов по отправлению выполнялся на 88,4%, что почти на 2% лучше, чем в прошлом году. Однако выполнение показателя по проследованию грузовых поездов на уровне 34% оставляет желать лучшего. Причем на таких дорогах, как Октябрьская, Московская, Горьковская, Приволжская и Свердловская, он оказался ниже среднесетевого уровня.

Сегодня такая услуга, как движение грузового поезда по расписанию, оказывается уже на 87 направлениях сети. При этом особенно важно ее развивать в условиях сложной финансово-экономической ситуации как источник дополнительного дохода. Однако и здесь пока о весомых успехах говорить рано, и в первую очередь из-за низкой технологической дисциплины в организации перевозочного процесса.

Как отметил начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов, невыполнение графика оборачивается просрочками в доставке грузов. В этом плане пока не сделано существенных подвижек, даже притом что надежность доставки грузов на конечные станции за те же 10 месяцев выросла чуть более чем на 5%, ведь ее средний уровень остается относительно низким - 77,4%. При этом наибольшая доля нарушений сроков доставки приходится на порожние вагоны - 56%, главным образом назначением на Московскую, Свердловскую, Западно-Сибирскую и Октябрьскую дороги.

Следует обратить внимание на тот факт, что практически весь парк порожних полувагонов имеет своего адресата.

Причем все заадресованные вагоны подтверждены заявками, однако не подтверждены той реальной грузовой базой, которая имеется на станциях погрузки. По словам Павла Иванова, решению проблем в перемещении порожних вагонов должны способствовать нормативы технического плана погрузки, в том числе перемещения порожних вагонов, которые определяются на основе балансового метода с учетом погрузочных ресурсов и принятого на предстоящий месяц плана перевозок.

Огромный пласт проблем очерчивается и при оформлении первичной документации на вагоны, отставленные от движения. В том числе это касается тех первичных документов, которые должны освобождать ОАО "РЖД" от ответственности, когда на самом деле она лежит на грузополучателе или собственнике подвижного состава. Есть над чем работать и при составлении актов на увеличение сроков доставки на станциях назначения.

В результате все недочеты в работе с документами оборачиваются для ОАО "РЖД" круглыми суммами. Всего по итогам января - октября компании было предъявлено 572 тыс. претензионных требований по уплате пени за просрочку в доставке грузов на сумму свыше 11 млрд руб.

В связи с этим ЦФТО в своей работе делает акцент на упреждение нарушений при оформлении первичных документов. Как пояснила гендиректор ЦФТО Елена Кунаева, в соответствии с действующими нормами на момент прибытия на станцию назначения отправки с нарушенным сроком начальник станции при наличии достаточных оснований для увеличения срока доставки обязан оформить документы таким образом, чтобы при их раскредитовании был продлен срок по договору перевозки. И еще не менее важно при проведении служебного расследования выяснить причины имеющихся рисков.

Для нормализации ситуации предложен алгоритм действий с установлением контроля, который позволит определять, насколько правомерна заадресовка заявки ГУ-12, наличие вагонов в движении под эти заявки, наличие вагонов на станциях в данный момент времени и тот импортный поток при пересечении границы, который поступает с территории СНГ.

Заместитель начальника правового департамента Наталия Кадыкова сообщила, что всем юридическим службам рекомендовано направить на дороги памятку, содержащую основной перечень документов, которыми нужно руководствоваться при оформлении документов. Есть уже и некоторые результаты. Так, по словам начальника Красноярской дороги Владимира Рейнгардта, только за счет использования памятки по оформлению первичных документов удалось значительно сократить сумму предъявляемых претензий.

Однако сегодня из-за пробелов в правовом поле у дорог нет оснований отказывать в оформлении заявки ГУ-12. Решить задачу своевременного освобождения фронтов выгрузки в какой-то степени поможет предложенная начальником Свердловской дороги Алексеем Мироновым технологическая мера - перемещение вагона на ближайшую техническую станцию без каких-либо документов. Более рациональному размещению порожнего парка будет способствовать и введение квот по каждой дороге на оформление вагонов, в том числе и на подсылку вагонов в ремонт.

Начальник Приволжской дороги Александр Храпатый предлагает кардинальный подход для решения проблемы излишнего вагонного парка - необходимо сделать так, чтобы его не было в принципе. Для этого нужен детальный анализ и соответствующие экономические меры, подкрепленные отвечающей требованиям дня нормативной базой. Он напомнил, что в условиях работы на принципах инвентарного парка вагон находился в движении примерно четвертую часть всего оборота. А сегодня на той же Приволжской дороге, где ситуация не самая худшая на сети, вагон двигается только 19% всего времени, все остальное время стоит, в том числе на технических станциях - 33%, на путях общего пользования - 24%, необщего пользования - 23%. Однако на дороге научились с помощью определенной методики измерять влияние нарушений каждой региональной дирекции на эффективность единого технологического процесса, в том числе по отдельным элементам, влияющим на оборот вагона. "Нам удалось создать условия по сокращению оборота вагона, принятого к перевозке в зоне ответственности подразделений, связать сроки доставки и скорость продвижения грузовых отправок с техническими и технологическими нормативами эксплуатационной работы", - констатировал Александр Храпатый. При этом, по его словам, необходимо, чтобы каждая дирекция, ее структурные подразделения видели свой "вклад" в замедление продвижения вагонопотока, нарушение сроков доставки и, как следствие, в увеличение оборота вагона и несли за это ответственность. Для этого предстоит создать комплексную систему сокращения издержек оборота вагона, принятого к перевозке. А показатель "оборот вагона, принятого к перевозке" принять за основной бюджетный и ключевой показатель эффективности деятельности. Для каждой дирекции плановое значение показателя должно устанавливаться с учетом снижения собственных потерь, влияющих на оборот вагона.

Начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун обратил внимание, что много вопросов возникает и при работе с транзитным вагонопотоком, причем сами железнодорожники нередко нарушают установленные правила, например в части контроля за уведомлением, которое должно поступать со станции назначения, о неготовности принять отправку. И здесь необходим жесточайший контроль за установлением причин и виновных, будь то станция, грузоотправитель или грузополучатель.

Как раз сейчас многое зависит от того, как строится взаимодействие производственных вертикалей на внутридорожном уровне. Именно внутренние проблемы на Октябрьской дороге стали основным препятствием в продвижении туда грузопотоков с других дорог назначением в порты, которые сегодня как раз принимать грузы готовы. Причем это не только движенческие, но и проблемы с тягой, в том числе комплектования локомотивных бригад под существующие объемы грузовой работы. И их сегодня приходится решать на центральном уровне. И это притом, что на дороге есть все необходимые ресурсы, в том числе для налаживания взаимодействия с Московской и Северной магистралями.

Но надо признать, что Октябрьская сегодня инициирует немало предложений, которые потом находят свое применение на всей сети. Как сообщил начальник дороги Виктор Степов, с целью увеличения выгрузки по станции Мурманск внедрена единая технология работы по принципу консолидированного парка различных собственников. К сожалению, в последнее время те же самые инициативы, к примеру по организации движения грузовых поездов по расписанию, на самой дороге работают недостаточно эффективно.

В связи с этим Вадим Морозов поручил принять необходимые меры для выполнения дорогой элементарной задачи по приему и переработке поездов, выгрузке и погрузке вагонов и их оправлению на станции назначения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.12.13Надо двигаться

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить