02.12.2013


На проекты РЖД хотят взглянуть сквозь призму инвесторов

Конфигурация сети РЖД должна соответствовать структуре продвижения товаропотоков на рынки сбыта. В таком случае грузовладельцы и ОАО «РЖД» смогут лучше состыковать инвестиционные программы. Однако для этого должны быть определены ключевые показатели эффективности (KPI) проектов.

Как следует из материалов Минэкономразвития, речь идет о том, чтобы включить в анализ ключевых инвестпроектов перевозчика оценку влияния каждого из них на показатели эффективности работы на сети. В список критериев эффективности инфраструктуры РЖД, которые предлагает ввести МЭР, включены такие показатели, как пропускная способность сети, средняя скорость движения, грузооборот и объем погрузки. Целевые значения этих показателей пока не определены. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам и ОАО «РЖД» разработать их до декабря.

По мнению РЖД, эффективность проектов должна оцениваться по возврату вложенных средств. Соответственно инвестпрограмма холдинга формируется исходя из необходимости обновления основных фондов по сроку службы (капитальный ремонт, закупка локомотивов, путевой техники, ремонт пути и других объектов инфраструктуры), а также исходя из окупаемости для компании новых проектов. Например, строительство новой железнодорожной ветки должно обеспечивать возврат вложенных средств за счет взыскания тарифа за перевозку. Горизонт окупаемости при инфраструктурных вложениях, как правило, крайне высок, однако в сетевом масштабе эффект от ввода в эксплуатацию нового объекта, увеличивающего пропускную и провозную способность железной дороги, может дать позитивные результаты для эксплуатационной обстановки в целом. Важно отметить, что инвестпрограмма ОАО «РЖД» проходит всестороннюю экспертизу как специалистов компании, так и профильных министерств и ведомств, затем утверждается советом директоров и правительством.

И все же правительство поставило задачу разработать KPI проектов железнодорожной инфраструктуры. Почему? Как сообщил заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон, основной смысл принимаемых мер – напрямую увязать инвестиции с теми результатами, которые ожидает от их реализации государство.

Для этого, как полагают в МЭР, должен быть проведен аудит проектов инвестиционной программы. Он поможет привлечь средства частных инвесторов, считает президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер. В бюджете РФ денег не хватает, а ресурсы РЖД ограниченны. Поэтому для привлечения дополнительных капиталовложений в железнодорожную инфраструктуру необходимо задействовать частные компании. Однако для этого нужно увязать проекты с показателями, по которым оценивают их эффективность. «Предложение Минэкономразвития весьма разумно, правда, аудит может быть разным. Так, у ОАО «РЖД» есть свои специалисты, у МЭР – свои. Можно также привлечь иностранных экспертов. Главное – представить широкую палитру мнений, причем компетентных авторов», – отметил С. Резер.

В этом случае можно найти больше способов для активизации инфраструктурных проектов. Ведь у РЖД достаточно мощностей, чтобы вводить в эксплуатацию по крайней мере 1,5 тыс. км новых путей, но для того, чтобы они строились, должны быть созданы условия, считает президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. Грузонапряженность российских стальных магистралей вдесятеро выше, чем в Европе. Поэтому, по его мнению, в РФ надо планировать строительство новых путей для создания дополнительных мощностей по сортировке и отстою подвижного состава на станциях. «В Европе понимают, что необходимо не просто закрыть потребности экономики в железнодорожной инфраструктуре, но и создать запас ее пропускной способности на перспективу, чтобы обеспечить условия для активного развития экономики и торговли, – подчеркнул он. – Важно понимать, где именно нужны железнодорожные мощности в первую очередь. Это и должно определить правительство».

При этом показатели эффективности инвестиций в инфраструктуру должны увязывать технологические показатели с критериями оценки, использующимися при анализе бизнес-проектов. А значит, они должны включать ряд параметров, которые, как полагает директор по логистике «Стора Энсо. Лесной сектор России» Алексей Алексеев, позволили бы проанализировать ситуацию, складывающуюся на российских железных дорогах. В частности, следует взять такой показатель, как доля выполнения ОАО «РЖД» заявок грузоотправителей с указанием причин в случае отказа (в каком случае был виноват перевозчик, а в каком – грузоотправитель). Эти данные, считает А. Алексеев, помогли бы оценить, располагают ли в РЖД достаточной пропускной способностью инфраструктуры или ее в действительности не хватает.

Еще один важный показатель – доставка грузов в срок, указанный в договорах с клиентами. По нему, по словам А. Алексеева, можно судить об эффективности организации перевозок, потому что именно данный фактор во многих случаях становится поводом для переключения грузопотоков на автотранспорт.

«Наконец, неплохо бы в качестве показателя эффективности реализуемых ОАО «РЖД» инфраструктурных проектов применить индекс роста стоимости услуг на перевозку одной единицы основных номенклатур с разбивкой на основные виды услуг (включая инфраструктурную, вагонную составляющие и дополнительные сервисы), – добавил он. – Сравнение этого индекса с макроэкономическими показателями по отраслям народного хозяйства РФ помогло бы оценить эффективность суммарных расходов перевозчика».

В целом же конфигурация сети РЖД должна соответствовать структуре продвижения товаропотоков, считает исполнительный директор НО «Союзгрузпромтранс» Виктор Евпаков. На это и должны быть нацелены инвестиции РЖД. «Например, эффективность экспорта российской продукции зависит не столько от объемов погрузки, сколько от объемов выгрузки. Последняя, в свою очередь, взаимосвязана не только с пропускной, но и с провозной способностью российских железных дорог, а также рядом показателей. Отсюда и планируют продажи многие компании», – отметил он. Таким образом, показатели эффективности инвестиций в проектах РЖД должны стимулировать развитие промышленных предприятий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru29.11.13На проекты РЖД хотят взглянуть сквозь призму инвесторов

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить