02.12.2013


Разработка закона о транзите нуждается в окончательном оформлении в Законодательном собрании

Разработка закона о транзите – пожалуй, одна из наиболее долгоиграющих инициатив транспортного сообщества, ожидающая своего окончательного оформления в Законодательном собрании. Предложенный к широкому обсуждению еще в 2008 году, в Госдуму законопроект № 315406-6 «О перевозках транзитных грузов через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты» поступил под самый конец весенней сессии 2013-го. Как считают инициаторы законопроекта в профильном комитете ГД, он может быть рассмотрен уже весной-летом следующего года.

Проектом ФЗ предусматривается:

– создание системы государственного регулирования отношений в области перевозок транзитных грузов через территорию России и механизма взаимодействия заинтересованных ведомств, хозяйствующих субъектов и общественных организаций;

– определение субъектов деятельности при оказании услуг по перевозкам транзитных грузов, введение понятия оператора транзитной перевозки и порядок его взаимодействия с другими участниками транзитных перевозок;

– установление правил документарного оформления перевозок транзитных грузов и гармонизация их с международной практикой;

– оптимизация процедур и сокращение сроков проведения государственного контроля транзитных грузов при пересечении государственной границы, направленных на ускорение перевозок транзитных грузов;

– определение взаимной ответственности участников транзитной перевозки и государственных контрольных органов за нарушение установленных законом требований;

– определение государственной тарифной политики при осуществлении транзитных перевозок на базе установления сквозной транзитной ставки;

– введение запрета или особых условий транзита для отдельных видов груза (радиоактивные материалы, ядовитые, наркотические вещества, опасные и другие грузы).

Одной из наиболее интересных новаций законопроекта можно считать п. 4 ст.5, в котором дословно говорится следующее: «Таможенный досмотр транзитного груза с частичной или полной его выгрузкой/погрузкой проводится в случае наличия оперативной информации о совершенном или готовящемся преступлении, сведений о наличии товаров, запрещенных к транзиту и к ввозу на территорию РФ. В случае принятия решения о необходимости проведения досмотра таможенные органы, осуществляющие досмотр, оплачивают все расходы, связанные с его проведением, и несут материальную ответственность за сохранность досматриваемого груза. Грузоотправитель и оператор транзитной перевозки оплачивают все расходы, связанные с проведением досмотра, только в случае обнаружения товаров, запрещенных к транзиту и ввозу на территорию РФ». В сегодняшней практике именно получатель или перевозчик вынужден оплачивать все операции по погрузке-выгрузке товара на границе.

Необходимость принятия данного законопроекта актуализирует и принятая год назад дорожная карта правительства РФ «Совершенствование таможенного администрирования». По словам председателя комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева, руководством страны дано четкое указание о необходимости сократить простои транзитных товаропотоков на территории России в семь раз. По его словам, пока что 30–40% времени в пути от места отправления до места назначения грузы простаивают на границе. «Наша задача вместе разобраться, почему это происходит. Где белые пятна в работе таможни, где подводит состояние транспортной инфраструктуры, как необходимо изменить или обновить законодательство, чтобы сделать нашу страну привлекательной для международного транзита», – выражает свою озабоченность он. По оценкам экспертов, ежегодно мы недополучаем около $800 млрд, из-за того что транзитные товаропотоки обходят нашу страну стороной.

Следует отметить, что наличие или отсутствие собственно самого закона о транзите не является определяющим фактором для выбора перевозчиком наиболее выгодного маршрута. Стоит вспомнить, что такие продвинутые транзитные центры, как Гонконг и Сингапур, переваливающие в своих портах более 12 млн контейнеров в год, подобного закона не имеют. Как не имеют его Франция, Италия и США (на территории последних действует соответствующий федеральный акт). Зато аналогичный закон принят в Белоруссии и Украине, которые, несмотря на эту законодательную новацию, все равно во многом зависят от российского транзита.

Как считает эксперт в области международных договоров поставок, руководитель транспортной и внешнеторговой практики юридической фирмы Marsh & Wilts Андрей Голубчик, принятию закона «О транзите» сегодня в немалой степени препятствует отсутствие лоббистских интересов и слабая осведомленность транспортного сообщества о тех коррективах, которые туда вносились на протяжении немалого времени.

Однако на пути увеличения транзитной привлекательности страны главную роль играют уже не столько шаги законодательного характера, сколько соображения чистой прагматики. Наиболее заметные из них – создание ОТЛК, нового железнодорожного оператора контейнерных перевозок между Китаем и Европой через территорию стран Таможенного союза, и успешная реализация пилотного проекта внедрения унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Как рассказал генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов, главными преимуществами унифицированной накладной ЦИМ/СМГС является как сокращение времени простоя на погранпереходах до 10–12 часов, так и сокращение стоимости перевозки на сумму переоформления документов – экономия расходов составляет €40 на оформлении каждой накладной. Наряду с этим происходит значительное упрощение таможенных процедур: единая накладная ЦИМ/СМГС признается и в качестве транзитного таможенного и банковского документа, а также как документ для комбинированных перевозок (она используется для отправки маршрутных поездов, групп вагонов, отдельных вагонов и контейнеров).

В то же время именно для упорядочения множества практических вопросов закон о транзите крайне необходим, считает президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер. Так, например, на сегодняшний день тарифами занимается Федеральная служба по тарифам, а транзитные тарифы находятся в ведении Министерства транспорта.

В настоящее время, в условиях обостряющейся конкуренции на рынке транспортных услуг, выгодное географическое положение и потенциальные возможности сами по себе не могут обеспечить привлечения дополнительных транзитных грузопотоков. Как резюмирует начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Игорь Згурский, значимые перспективы развития транзитных грузоперевозок открывает Единое экономическое пространство. Уже сегодня интеграционные мероприятия, проводимые в рамках формирования Таможенного союза и ЕЭП, позволили значительно усовершенствовать процедуры таможенного оформления и контроля при перевозке транзитных грузов, что создает благоприятные предпосылки для грузовладельцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru02.12.13Транзит и ныне там?

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить