16.09.2013


Заморозка тарифов РЖД не приведет правительство к желаемым целям

Попытка сохранить тарифы естественных монополий на уровне 2013 года, вероятно, не приведет к запланированному результату в железнодорожной отрасли. Ограничение государственной инфраструктурной составляющей тарифа (тариф ОАО "РЖД") не поможет сохранить прежние показатели вагонной составляющей, которая определяется по закону спроса и предложения. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) при нынешнем высоком спросе на перевозки уровень транспортной составляющей тарифа растет даже при сохранении уровня тарифа РЖД.

Напомним, на минувшей неделе глава правительства РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам и ведомствам подготовить предложения по сохранению в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года. Минфин уже согласился сохранить ряд тарифов ОАО "РЖД", ОАО "Россети" и ОАО "Газпром" на прежних позициях. Минтранс высказался против этого предложения.

Однако даже эти потери могут оказаться напрасными, а потребители так и не заметят ограничительных мер правительства. Дело в том, что тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом состоит из регулируемой государством инфраструктурной составляющей (тариф РЖД) и гибкой вагонной составляющей, определяемой по закону спроса и предложения. Как отмечают эксперты, транспортная составляющая подчиняется законам рынка и в условиях высокого спроса на перевозки ее уровень увеличивается даже при сохранении прежнего уровня тарифа РЖД.

По данным ИПЕМ, уровень транспортной составляющей при перевозке с 2010 года по сентябрь 2013 года постоянно изменялся. Эти изменения были менее значительны при перевозке в вагонах общего парка: с 49% в 2010 году до 52% в сентябре 2013 года. Однако операторы грузовых вагонов существенно увеличивали свои ставки, за счет чего транспортная составляющая росла с 50% в 2010 году до 59% в 2012-м. В первом полугодии 2013 года транспортная составляющая при перевозке с учетом ставки операторов была на уровне транспортной составляющей для вагонов общего парка. В сентябре текущего года наценка операторов к тарифу общего парка составила 35%, в результате чего уровень транспортной составляющей в цене продукции повысился до 59%.

Лишь в конце 2012 года и I квартале 2013 года в связи с изменениями на товарном рынке операторы были вынуждены снижать ставку на предоставление вагонов. Однако со II квартала 2013 года ставка операторов грузовых вагонов постоянно растет. Доля вагонной составляющей в структуре совокупных затрат грузоотправителей в сентябре 2013 года достигла 37,7%.

Таким образом, доля инфраструктурного тарифа может быть замещена вагонной составляющей и получается, что заморозка тарифов на использование инфраструктуры РЖД при грузовых перевозках не приведет к снижению уровня транспортной составляющей. В этом случае для потребителей меры правительства принесут нулевую пользу. При этом, по данным СМИ, в результате от нулевой индексации тарифов РЖД может потерять до 93,2 млрд. руб. в 2014 году и будет вынуждена сократить 62,1 тыс. сотрудников, что сопоставимо с временами кризиса 2009 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Независимая газета16.09.13Вагоны рвутся из-под ограничений

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить