16.09.2013


Последствия замораживания тарифов ОАО «РЖД» будут негативными

Принятое на совещании правительства по бюджетным проектировкам на 2014–2016 годы решение о том, что в следующем году не будут индексировать тарифы естественных монополий, вызвало на прошлой неделе широкий резонанс. Эксперты считают, что, помимо финансовых сложностей для ОАО «РЖД», это приведёт к негативным экономическим и социальным последствиям.

Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, подобная мера позволит его ведомству повысить прогнозы роста ВВП на следующий год с 2,8% до 3%.

"Это решение о заморозке тарифов естественных монополий должно несколько выровнять ситуацию, сложившуюся в последние годы, когда ежегодный рост их тарифов уменьшал конкурентоспособность российского производства", - заявил Алексей Улюкаев. Эффект для экономики оценивается в 200 млрд руб., инфляция снизится на 0,4-0,5%.

Однако данное решение оказывается спорным с экономической точки зрения.

"При заморозке тарифов на грузовые железнодорожные перевозки убыток РЖД в 2014 году может достичь двузначной цифры вместо ожидаемой прибыли в размере 1,7 млрд руб, - отметил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - От недоиндексации компания потеряет 70-73 млрд руб., а еще порядка 20 млрд составит ухудшение структуры грузооборота в связи с замедлением темпов экономического роста и изменением рыночной конъюнктуры".

На этом негативные моменты не исчерпываются. Сократится инвестиционная программа, что в целом плохо отразится на экономическом росте в стране. РЖД экономически связаны с 19 отраслями промышленности. Могут возникнуть сложности с привлечением заемных средств. Наконец, обслуживание инфраструктурных облигаций и заемных средств Фонда национального благосостояния по ставке "инфляция плюс 1%" предполагало определенную индексацию тарифов.

Роспрофжел направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просит сохранить индексацию на уровне инфляции или предусмотреть необходимые субсидии.

"Особую тревогу вызывает то, что РЖД в связи с замораживанием тарифов будут вынуждены сократить персонал - порядка 62 тыс. человек, или 8% от общей численности работников", - пояснил председатель профсоюза Николай Никифоров. По его словам, также в отрасли будет заморожен рост заработной платы, а многих сотрудников придется перевести на неполный режим работы, что вызовет крайне негативную реакцию со стороны работников.

Николай Никифоров пояснил, что уже в этом году из-за снижения объемов перевозок на 3,7% в первом полугодии численность персонала была снижена на 18,8 тыс. человек, абсолютное большинство работников было переведено на неполный режим работы.

Как пояснил "Гудку" источник в аналитическом центре при Правительстве РФ, основной целью "заморозки" является снижение конечной стоимости продукции, особенно экспортной, поскольку, к примеру, для угля цена перевозки приобретает критическое значение.

"Если эффект от "заморозки" для ВВП можно подсчитать, то никто не исследовал конкретный эффект от реализации инвестиционных программ монополий, - говорит источник. - К тому же готовых проектов у них очень мало, а что касается расширения провозных способностей на Дальнем Востоке для экспорта, то они будут реализованы вне зависимости от тарифных решений, потому что там участвует частный капитал".

Тем не менее директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов полагает, что на инвестиционной программе решение правительства все-таки отразится негативным образом.

"Для железной дороги режим такого "ручного управления" снижает возможность привлечения инвестиций, потому что нет понимания долгосрочной тарифной политики, - говорит Илья Долматов.

- Принимается соответствующая методика, но в таких условиях она не работает".

С помощью заемных средств РЖД намеревались модернизировать инфраструктуру и приняли программу увеличения уровня своего долга с 1 до 2,5 EBITDA. При разработке методики установления долгосрочных тарифов на пять лет ФСТ исходила из их увеличения примерно на 6% в год и рассчитала, что такую нагрузку потребители выдержат.

Кроме того, эксперт указывает, что реальное сдерживание цен на грузоперевозки потребует больших административных усилий со стороны правительства и ФАС, поскольку операторы работают в рыночных условиях и конечный тариф зависит от них. Однако для потребителей здесь есть определенная ловушка. Даже если цены и не повысятся, то из-за недоинвестирования не увеличится скорость и качество перевозок, поэтому здесь потребитель в перспективе может и проиграть, указывает Илья Долматов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.09.13За доли процента

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить