31.05.2013


Идеального рецепта управления перевозочным процессом пока не придумано

На пленарном заседании «Будущее национального перевозчика Евразии: за и против вертикальной интеграции» участники VIII Международного бизнес-форума «Стратегическое партнёрство 1520», организованного компанией ООО «Бизнес-Диалог», дискутировали о модели функционирования национальных железнодорожных компаний, а также о степени необходимой интеграции инфраструктуры и перевозочного процесса.

"Эта тема крайне актуальна и широко обсуждается. Целевая модель грузовых железнодорожных перевозок в нашей стране предусматривает сохранение интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности как минимум до 2015 года, - сказал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

- Тем не менее для нас важность этого вопроса обусловлена как контекстом обсуждения возможных моделей развития конкуренции в перевозочной деятельности путем создания института локальных перевозчиков, так и необходимостью принятия государством долгосрочной модели национальной железнодорожной компании накануне мероприятий по возможной приватизации пакета акций РЖД".

Владимир Якунин обратил внимание участников дискуссии на различия в историческом развитии транспорта в разных странах и особенности российских условий и отметил, что конкуренция - это инструмент повышения эффективности экономики в интересах развития общества, в интересах развития бизнеса.

Как показывают результаты исследования, проведенного компанией AT Kearny и Институтом проблем естественных монополий, при появлении локальных перевозчиков на сети на 17 маршрутах доходы от грузовых перевозок компании сократятся на 3,5%, расходы - на 1,7%, прибыль от грузовых перевозок снизится на 28%.

Все это вызовет необходимость увеличения тарифа на 2,1%.

Наиболее полная либерализация рынка представлена на британских дорогах. Эта модель привела к тому, что стоимость перевозки пассажиров в пригородном сообщении вокруг Лондона на 40% выше, чем по сопоставимым маршрутам в ряде других стран.

Кроме того, глава ОАО "РЖД" привел пример Франции, где принято решение о возвращении к интеграции инфраструктуры и перевозок.

Главный исполнительный директор DB Schenker Rail (DB) Александр Хеддерих считает опыт реформы в Германии, где вертикальная интеграция сохранилась, успешным.

"Со времени проведения реформы рынок стал более открытым, зарегистрирован рост бизнеса, грузовые и пассажирские перевозки значительно развились, усилилась конкуренция, - сказал Александр Хеддерих. - Сейчас DB осуществляет 70% грузовых перевозок Германии и 75% пассажирских перевозок. Также DB теперь представлена на рынках других европейских стран".

Он считает, что вертикальная интеграция способствует повышению эффективности инвестиционных и бизнес-решений, а также значительной экономии государственного бюджета.

"С сохранением вертикально интегрированной структуры в Германии расходы государственного бюджета на железные дороги сократились на 2 млрд евро в год", - сообщил глава DB.

Что касается латвийских дорог, то в целом президент и председатель правления ГАО "Латвийская железная дорога" Угис Магонис оценивает либерализацию рынка положительно.

Однако именно здесь необходимость образования вертикально интегрированной компании привела к некоторым сложностям.

"По наказу Евросоюза наше правительство приняло решение о вертикальной интеграции при разделении единой корпорации на головную компанию, являющуюся хозяйственной структурой, и ряд дочерних структур, которые занимаются грузоперевозками, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, - рассказал он. - В целом либерализация прошла удачно, у нас появились два частных грузовых перевозчика, которые занимают около 20% рынка. Однако это привело и к сложностям: частные компании преуспевают за счет снижения цен на свои услуги, зная тарифы государственного перевозчика", - отметил Угис Магонис.

Он также пояснил, что в Латвии чем больше вагонов набирает один состав, тем меньше является инфраструктурная составляющая в тарифе. Однако отметил, что ни один перевозчик не может в короткие сроки набрать необходимое количество вагонов и снизить таким образом цену.

Между тем Казахстан находится в процессе реформирования по той же модели. Но условия, в которых проходит реформа, отличаются от них в других странах. Недавно было принято решение о передаче в управление АО "НК "Казахстан темир жолы" всех портов и аэропортов страны , таким образом на базе КТЖ будет сформирован единый национальный логистический оператор.

"Передача инфраструктуры портов и аэропортов была сделана по нашему предложению с точки зрения формирования единого логистического оператора. Мы не формируем конкуренцию внутри одной страны, а считаем, что должны конкурировать на глобальном рынке и формировать единую политику в мультимодальных перевозках. Чтобы сформировалась единая целостная транспортная система и она работала по принципу "одного окна", КТЖ привлекли к себе активы других видов транспорта", - сказал сказал президент АО "НК "КТЖ" Аскар Мамин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.05.13Приоритет модели

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить