20.12.2012


Из доклада президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина на итоговом заседании правления ОАО "РЖД"

Прежде всего я хотел бы поблагодарить миллионный коллектив российских железнодорожников, а также представителей 19 отраслей экономики, которые помогли нам в реализации тех задач, которые были сформулированы правительством, утверждены советом директоров для ОАО "РЖД". Мы глубоко признательны главам государства и Правительства РФ за постоянное внимание к насущным проблемам отрасли.

Уходящий год прошел под знаком 175-летнего юбилея Российских железных дорог -этот символический рубеж отмечался на сети очень широко. За свою многолетнюю историю железные дороги России стали символом надежности, постоянного движения вперед и стремления к развитию, а профессия железнодорожника и по сей день остается одной из самых уважаемых, востребованных и почетных в нашей стране. У нас есть знания, опыт, стремление развиваться в лучших традициях железнодорожного транспорта с учетом современных научно-технических достижений и используя передовые экспертно-информационные системы, лучшие, проверенные международной практикой модели управления. Наша миссия - обеспечение потребностей общества в железнодорожных транспортных перевозках на основе высокой производительности труда, финансово-экономической эффективности, безопасности перевозок и ответственной социальной политики. Наша цель - быть лучшей железнодорожной транспортно-логистической компанией в мире.

Перед компанией ставились масштабные задачи по целому ряду направлений - в своем докладе я остановлюсь на выполнении главных из них.

О совершенствовании управления в холдинге

Важнейшим приоритетом в уходящем году являлось создание новой системы корпоративного управления на основе совершенствования внутренних процессов и ее соответствия новой структуре холдинга. Впервые за 175-летнюю историю Российских железных дорог осуществлен переход от преимущественно территориальной системы управления к матричной структуре, в которой ключевую роль играют общесетевые специализированные дирекции. Их деятельность координируется на центральном и региональном уровнях.

К 1 октября в результате перевода территориальных дирекций в состав Центральной дирекции инфраструктуры завершено формирование ключевого филиала инфраструктурного блока компании. Созданы вертикали управления по всем основным видам деятельности. Железные дороги перешли к функционированию в качестве региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). На начальников железных дорог возложена ответственность за достижение общекорпоративных результатов и координацию деятельности холдинга в границах соответствующих территорий. Основной их задачей на предстоящий период являются выстраивание и укрепление горизонтальных связей между территориальными дирекциями, филиалами ОАО "РЖД" и дочерними компаниями, а также оптимизация непрофильных активов. Не менее важно обеспечить радикальное увеличение внутренней эффективности, так как в складывающейся экономической ситуации возможности существенной государственной финансовой поддержки ограничены, а потенциал заимствований в ближайшие два года будет практически исчерпан. В связи с этим необходимо в опережающем режиме разрабатывать и реализовывать мероприятия по оптимизации расходов и наращиванию доходов, осваивать соответствующие инструменты и методы. Мы должны продолжить работу в межрегиональных координационных советах, чтобы, выстраивая взаимодействие с региональными органами власти, грузовладельцами, представителями транспортного бизнеса, успешно и оперативно обеспечивать надежную и эффективную работу в интересах всех участников рынка и российского общества в целом.

Структурная реформа

Существенным результатом реформы являются создание и устойчивое функционирование 85 дочерних обществ. Сейчас совокупные чистые активы ДЗО, долями и акциями которых владеет ОАО "РЖД", составляют около 0,5 трлн руб. В текущем году общая сумма денежных поступлений от продажи акций дочерних обществ должна составить около 76 млрд руб. А за последние три года общая сумма поступлений от продажи акций ДЗО достигла 237 млрд руб. При этом сделка по Первой грузовой компании стала крупнейшей в истории приватизации и составляет 175,5 млрд руб.

Продажа акций ДЗО создает условия для развития конкуренции в различных сегментах рынка железнодорожных перевозок и привлечения частного капитала. Это, с одной стороны, позволяет разово увеличивать источники финансирования инвестиционной программы, с другой - сокращает доходную базу компании на перспективу.

Как и раньше, ОАО "РЖД" на 100% исполнило принятые решения государства по вовлечению в этом году в коммерческий оборот непрофильного и неиспользуемого имущества на сумму около 7,3 млрд руб. На мой взгляд, это лучший ответ на вопрос о том, как правление компании использует инструмент приватизации в своей деятельности при поддержке Министерства транспорта РФ, других федеральных органов власти. С другой стороны, на основе глубокого изучения международного опыта и с привлечением мировых консультационных компаний мы активно отстаивали позицию взвешенного, эволюционного развития реформы и модернизации железнодорожного транспорта. Я об этом говорю потому, что в последнее время довольно много звучало упреков или упоминаний о том, что менеджмент компании, принадлежащей государству, неспособен по своей сути обеспечивать то реформирование, которое связано в том числе с приватизацией. Мне кажется, что эти данные являются вполне конкретным ответом на такие рассуждения.

Тем не менее в течение текущего года у нас шла дискуссия с ФАС России и рядом представителей транспортного сообщества о создании так называемой "коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок". Суть их предложения заключается в создании саморегулируемого некоммерческого партнерства участников рынка железнодорожных грузовых перевозок, а также организации биржи перевозочных услуг. Мы отмечаем, и нас поддерживает Международный союз железных дорог, что железнодорожные перевозки не являются биржевым товаром. В мировой железнодорожной практике подобного опыта нет. Кроме того, многие эксперты полагают, что данные предложения не только не позволят решить существующие проблемы, но и приведут к разбалансированности всей работы железнодорожного транспорта.

Ключевой проблемой текущей ситуации на рынке стали пробелы в нормативном регулировании, а также в избыточности парка подвижного состава. По мнению ОАО "РЖД", "правовой вакуум" в части статуса оператора подвижного состава, отсутствие нормативного документа, формализующего этот статус, и ответственность данного субъекта рынка за обеспечение перевозок грузов вагонами, а также за непроизводительное перемещение порожних вагонов и занятие инфраструктуры будут приводить к неэффективности работы всего железнодорожного транспорта и возможному взвинчиванию цен за пользование вагонами.

Поэтому мы выступаем за первоочередное сбалансированное совершенствование правового поля, а не за создание аморфных институтов! Наши предложения по данному вопросу неоднократно направлялись в соответствующие федеральные органы власти.

Большое внимание в текущем году было также уделено вопросам совершенствования тарифного регулирования железнодорожного транспорта. От имени правления я хотел бы выразить признательность Федеральной службе по тарифам РФ за объективное и профессиональное управление совместной работой по достижению сбалансированности условий деятельности как железнодорожного, так и других видов транспорта.

Основные результаты работы

Стратегической задачей правления компании является повышение эффективности всех видов бизнеса, использование ресурсов и повышение производительности труда. В текущем году ОАО "РЖД" обеспечило увеличение объемных показателей перевозок.

При росте промышленного производства в стране в 2012 году на 2,8% погрузка, по оценкам, может возрасти на 2,6-2,7% и составит порядка 1 млрд 270 млн тонн. Здесь я хочу сразу сделать оговорку, что зафиксированное нами падение погрузки в конце октября текущего года послужило основанием для того, чтобы мы направили аналитическую записку в правительство. Мы там констатировали этот факт, обращали внимание правительства на необходимость возможной корректировки тех планов, которые есть. На сегодняшний день такой корректировки пока не произошло, но полагаю, что советом директоров ОАО "РЖД" эти вопросы должны быть рассмотрены, поскольку это объективная ситуация.

Тем не менее грузооборот в 2012 году ожидается на уровне 2 трлн 777 млрд ткм, что на 2,7% выше 2011 года. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы (без трубопроводов) возросла до 85,5%. Это один из самых высоких показателей в мире!

Вместе с тем при позитивной динамике объемов перевозок абсолютный результат сложно считать удовлетворительным, так как погрузка соответствует уровню всего лишь 2005 года. При этом основной вклад в рост погрузки уже традиционно вносит экспорт через российские порты при сохранении серьезного отставания от докризисного уровня во внутригосударственных перевозках. В результате по отдельным направлениям экспортных перевозок - прежде всего на Дальнем Востоке - сеть работала на пределе пропускных способностей, на 30% превышая наиболее высокие показатели в истории российских железных дорог. Важнейшей целью, провозглашенной руководством страны, является использование транзитного потенциала России в развитии международной торговли на евразийском пространстве. Компания постоянно работает над повышением транспортно-логистического потенциала холдинга.

Опережающими темпами растут перевозки контейнеров. В 2012 году их объем составил 3 млн ДФЭ, что почти на 11% выше прошлого года. При этом в 1,2 раза (до 7,5 тыс.) выросло количество контейнерных поездов. Это результат нашей целенаправленной и совместной работы. Повышенное внимание постоянно уделялось пассажирским перевозкам. В текущем году холдингом обеспечен существенный рост - более чем на 6% - пассажирских перевозок, перевезено свыше 1 млрд 56 млн пассажиров.

Пассажирооборот увеличен на 3,3% к прошлому году и составил 144,4 млрд пасс-км. При этом в пригороде он возрос на 7,6%, в дальнем следовании - на 2,1%.

При достаточно значимом росте объемных показателей перевозок ОАО "РЖД" обеспечило чуть меньший вклад в ВВП - 1,74% против 1,81% в 2011 году. Это является наглядным подтверждением существенного снижения транспортной нагрузки на экономику и создания условий для развития других отраслей экономики за счет сдерживания роста тарифов железнодорожной компании, по сути дела - за счет недофинансирования железнодорожной инфраструктуры.

Объективным свидетельством этого вывода является следующее. С 2003 года, когда была учреждена компания, цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности - в 5,5 раза, в черной металлургии - в 3,6 раза, а на железнодорожном транспорте - только в 2,8 раза. В результате обеспечено снижение транспортной составляющей в основном по всем родам грузов. Так, с момента создания ОАО "РЖД" по железной руде она снижена почти на 32%, по сырой нефти - на 34%, по мазуту - на 56%, по коксующемуся углю - на 24%, зерну - на 17%. Зафиксирован рост только по энергетическому углю с 2003 года на 0,6%. При этом ОАО "РЖД" остается одним из крупнейших налогоплательщиков в России - в 2012 году в бюджеты всех уровней будет перечислено более 263 млрд руб., а по холдингу это 306 млрд руб.

Безопасность

Неизменным приоритетом компании остается обеспечение безопасности перевозок. С начала деятельности ОАО "РЖД" уровень аварийности на железных дорогах снижен на 25%, уменьшается число крушений и сходов. В 2012 году в целом по компании общее количество нарушений безопасности движения снижено на 7%. Осуществляется целенаправленная мотивация труда работников, непосредственно обеспечивающих безопасность движения. Более ста железнодорожников награждены знаком "За безопасность движения".

Приоритетной задачей на 2013 год является снижение числа нарушений безопасности движения по вине ОАО "РЖД" на 15%. Особо хочу остановиться на вопросе обеспечения безопасности объектов железнодорожного транспорта применительно к программе "Антитеррор". Напомню, что в прошлом году по указанию президента страны все причастные органы федеральной власти и мы выполняли мероприятия, направленные на повышение безопасности наших пассажиров. То, что касается компании, мы выполнили все. За свой счет оборудовали контуры для прохода пассажиров, установили системы для проверки багажа на высокоскоростных поездах. Но необходимые поправки в Федеральный закон "О транспортной безопасности" до сих пор, к сожалению, не приняты.

В то же время хочу подчеркнуть, что в результате проведенной работы общее количество актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта по сравнению с прошлым годом уменьшилось более чем на четверть. Продолжается создание интегрированных комплексных систем безопасности на железнодорожных вокзалах.

Чрезвычайно острым остается вопрос безопасности движения на железнодорожных переездах. В 2012 году на сети допущено более 200 столкновений с поездами. Пострадали более 100 человек, 54 человека погибли, повреждено более 100 локомотивов. 4 декабря на перегоне Куна-вино - Перебор Свердловской дороги на регулируемом переезде при запрещающем показании исправно действующей автоматической переездной сигнализации на пути выехал тягач с прицепом. Машинист и его помощник погибли.

ОАО "РЖД" совместно с региональными органами власти прорабатывают проекты строительства пешеходных переходов через железнодорожные пути на разных уровнях. Но думаю, что, рассчитывая только на возможности ОАО "РЖД" и даже на возможности субъектов Федерации, эту проблему решить мы не сможем. В 2011-2012 годах построено всего лишь 17 путепроводов и закрыто 149 железнодорожных переездов. Объективно необходима долгосрочная государственная программа мероприятий по обустройству и реконструкции железнодорожных переездов. В 2013 году эта тема должна быть для нас приоритетной.

Технологические потери

ОАО "РЖД" в текущем году работало в условиях сложной эксплуатационной обстановки. Наиболее существенное негативное влияние на результаты продолжает оказывать стремительное увеличение парка грузовых вагонов в условиях недостаточного нормативного регулирования деятельности компаний-операторов.

В настоящее время более чем 1700 компаниям принадлежит парк, превышающий 1 млн 150 тыс. грузовых вагонов. При увеличении грузооборота к докризисному уровню 2007года на 6% вагонный парк увеличился более чем на 20% - таким образом, опережая в своем росте в 3,5 раза увеличение объемов грузовой работы. Эксперты и отраслевая наука оценивают нынешний избыток подвижного состава примерно в 250 тыс. вагонов. Сегодня, например, на сети отставлено более 630 поездов с порожними вагонами.

Как итог: по отношению к 2007 году на 11% снижена производительность грузового вагона, на 21%, или 2,7 суток, увеличено время его оборота, на 12% снижена участковая скорость, увеличилась потребность в локомотивных бригадах. Все это - дополнительная нагрузка на инфраструктуру и снижение эффективности работы не только ОАО "РЖД". Это самым непосредственным образом влияет на повышение себестоимости перевозок, и в конечном итоге за все это придется платить грузовладельцу и потребителю. Снижается конкурентоспособность всего железнодорожного транспорта, а грузоотправители из-за ухудшения качества обслуживания рассматривают альтернативные варианты доставки грузов, в том числе автотранспортом.

Для разрешения сложившейся в прошлом году ситуации, когда при избытке вагонов малый и средний бизнес столкнулся с его острым дефицитом, по инициативе холдинга, поддержанной Минтрансом, Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым ОАО "РЖД" в 2012 году привлекло в аренду 106 тыс. полувагонов Федеральной грузовой компании. Вагоны начали работать по принципам универсального парка.

Несмотря на то, что это меньше 10% всех вагонов на сети, указанная мера позволила практически полностью снять проблемы малых и средних клиентов и способствовала снижению рыночных ставок за пользование вагонами.

Однако мы считаем, что использование только привлеченного ОАО "РЖД" парка не способно решить все проблемы. Поэтому необходимо работать над совершенствованием перевозочного процесса в комплексе. ОАО "РЖД" в этом году разработало "Единый сетевой технологический процесс", и мы будем последовательно обеспечивать его внедрение.

Первые результаты использования предложенных подходов уже видны: мы существенно подняли точность отправления грузовых поездов по расписанию, планомерно увеличиваем количество грузовых поездов, курсирующих по жестким "ниткам" графика. Это одно из магистральных направлений совершенствования технологии перевозок, о котором более детально будут докладывать мои коллеги.

Развитие бизнеса

Мы планомерно расширяем присутствие на транспортно-логистическом рынке. ОАО "РЖД" завершает сделку по приобретению у концерна Peugeot Citrcen 75% акций международной логистической компании GEFCO.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.12.12Наша цель - быть лучшей железнодорожной компанией в мире

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить