20.12.2012


Подготовлена концепция железнодорожной СРО

“Ъ” удалось выяснить детали проекта создания единой саморегулируемой организации (СРО) железнодорожных операторов, которая должна стать одним из регуляторов рынка. Предполагается, что представитель СРО будет участвовать в коллегиях Минтранса и ФАС и в заседаниях правления ФСТ. Организация также должна быть представлена в совете директоров ОАО РЖД. К вопросу о том, что СРО может быть несколько, за что ратуют небольшие операторы, разработчики концепции предлагают вернуться после создания первой.

В распоряжении “Ъ” оказалась концепция саморегулирования на железнодорожном транспорте до 2017 года, разработанная НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ, объединяет крупнейших участников рынка — 32 компании, управляют двумя третями от общего числа грузовых вагонов РФ). По данным источника “Ъ”, окончательно концепция была утверждена президиумом партнерства 29 ноября.

Создание СРО планируется на базе СОЖТ. С 2012 по 2014 год предполагается законодательно закрепить статус оператора, ввести обязательное членство в единой СРО, разработать «систему обязательных стандартов». На втором этапе (2014–2017 годы) государство должно определиться с дальнейшим развитием саморегулирования. Либо ввести «имущественный ценз» — минимальное количество вагонов в оперировании, необходимых для членства в СРО (для укрупнения участников рынка), либо, наоборот, ввести множественность СРО (для большей гибкости и дифференциации регулирования различных групп операторов).

Высшим органом управления СРО будет общее собрание, но большинство ключевых решений сможет принимать постоянно действующий президиум. Кроме того, у СРО будет исполнительный директор. Планируется создание координационного совета, куда войдут грузоотправители, представители органов власти. Он будет формировать свою позицию по тем решениям, которые предлагают операторы.

По концепции, организация будет вести единый реестр операторов и учет подвижного состава, предоставлять доступ вагонам членов СРО к работе на сети общего пользования. СРО также определит обязательный минимум информации, которую должно раскрывать ОАО РЖД как владелец инфраструктуры и перевозчик. При СРО планируется создать балансовую комиссию. Она будет готовить рекомендации по вопросам распределения пропускных способностей инфраструктуры. В концепции подчеркивается, что СРО должна быть обязательно представлена в совете директоров ОАО РЖД, а также участвовать в рассмотрении правительством инвестпрограммы монополии, в коллегиях Минтранса и ФАС, заседаниях правления ФСТ.

Уже на первом этапе заявлено создание «коммерческой инфраструктуры рынка услуг операторов». Технология будет похожа на систему госзакупок: грузоотправитель выставляет заявку на вагоны и вносит залог. Операторы вносят через торговую систему свои предложения. Через биржу можно будет узнать у ОАО РЖД о возможности перевезти вагоны на станцию под погрузку, затем заключить договор и произвести все расчеты. Членов СРО обяжут выделять для работы через торговую систему определенный процент подвижного состава. По данным “Ъ”, предварительно речь идет о 10–17% от общего числа полувагонов. При этом возможно появление системных интеграторов, которые «на возмездных условиях» будут управлять парком, выделенным операторами для работы через систему. Предполагается создание третейского суда, который в течение месяца будет разрешать споры между операторами, грузоотправителями и ОАО РЖД, а также назначение омбудсмена грузовых железнодорожных перевозок.

Поправки к ФЗ «О железнодорожном транспорте», вводящие обязательное членство железнодорожных операторов в единой саморегулируемой организации, должны быть внесены в Госдуму в апреле 2013 года. А в феврале законопроект должно получить правительство. Однако не все участники рынка согласны с концепцией. Глава НП операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова считает, что создание в России одной СРО спровоцирует рост цены на перевозки и осложнит работу компаний с парком менее 1 тыс. вагонов — им будет трудно платить взносы за членство (месячный взнос в СОЖТ сейчас составляет 130 тыс. руб.). Документ отчасти подтверждает эти опасения. Там говорится о возможности сертификации членов СРО, для чего нужно не менее 800 вагонов в управлении. «Но на первом этапе членом СРО сможет стать оператор даже с одним вагоном. И каждый получит по одному голосу на общем собрании»,— рассказал источник “Ъ”. В то же время обсуждается возможность для крупных операторов покупать дополнительные голоса. «Даже в этом случае будут ограничения, которые не позволят нескольким игрокам, грубо говоря, скупить контрольный пакет в СРО»,— уверяет собседник “Ъ”.

В ОАО РЖД “Ъ” сказали, что поддерживают создание единой СРО. Концепцию в компании комментировать не стали, поскольку «детально с ней незнакомы». «Вопрос о составе совета директоров в любом случае за акционером»,— добавили в ОАО РЖД. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что правительство в целом поддержит концепцию. К мнению крупных операторов и власти, и ОАО РЖД прислушиваются уже сейчас, уточнил эксперт, но «нужно закрепить это формально». По его мнению, участник рынка в совете директоров ОАО РЖД «будет полезнее, чем независимый член, который не имеет к отрасли никакого отношения».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант20.12.12Операторы нашли дорогу к объединению

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить