14.12.2011


Конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство»: Новые инструменты развития дороги подготовлены заранее

Конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» заслужили репутацию места, где озвучиваются идеи, на долгие годы становящиеся основой развития железнодорожной отрасли России. Накануне начала очередного форума «Гудок» предлагает ретроспективу основных его событий.

Одним из самых ярких примеров можно назвать представленную в 2008 году оценку результатов реформирования и перспектив структурных преобразований на железнодорожном транспорте. Вице-премьер Александр Жуков отметил тогда в ходе конференции, что пассажирооборот в отрасли с начала ее реформирования вырос на 20%, грузооборот - на 52%. Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау подчеркнул, что задача структурной реформы - на основе конкуренции повысить эффективность работы железнодорожного транспорта. "Этого можно добиться только одним способом - прошедшие годы показали, что конкуренция должна быть не внутри самой компании, а между видами транспорта за кошелек потребителя", - отметил он. Дискуссия получилась динамичной. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и старший вице-президент ОАО "РЖД" (должности указываются на момент выступлений. - Ред.) Борис Лапидус в ходе выступлений не раз отмечали, что увеличение конкуренции само по себе не ведет к повышению эффективности функционирования отрасли. И предстоит пересмотреть инструментарий и направленность работы в соответствии с реалиями транспортной сферы и рынка в целом. Спустя три года эти тезисы вполне актуальны. Сам по себе рост перевозок в текущем десятилетии угрожает РЖД появлением дефицита пропускной способности сети, который не был просчитан в проекте реформы, отмечали на следующих встречах руководители холдинга.

Кроме того, разделение крупной интегрированной железнодорожной компании может привести к тому, что инфраструктурная компания оказывается убыточной, а перевозчики проиграют конкурентную борьбу другим видам транспорта из-за вынужденного повышения тарифов на свои услуги.

В 2009 году на VII конференции отраслевому сообществу представлена Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанная консалтинговой компанией McKinsey & Company. В документе показывалась экономическая и технологическая нецелесообразность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок. Мнения, прозвучавшие в ходе обсуждения презентации, подчас были диаметрально противоположными.

Главную мысль оппонентов представленной Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок выразил заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам РФ Виталий Евдокименко (сегодня - генеральный директор ОАО "Вторая грузовая компания"). Он отметил, что для оценки жизнеспособности презентованной модели рынка грузовых перевозок необходимо осуществить ее финансовое обоснование и провести глубокий экономический анализ возможных эффектов, чего на момент презентации сделано не было. Президент ОАО "РЖД" тогда же предложил говорить не просто о реформе железнодорожного транспорта, а о развитии рынка железнодорожных перевозок, ОАО "РЖД" и участников этого рынка. "Реформа не может длиться бесконечно, иначе она начинает терять свой смысл, - подчеркнул глава холдинга. - Наступает момент, когда необходимо подвести определенную черту и после этого начинать планировать развитие бизнеса компании, отрасли".

Важным фактом в истории конференций стало сделанное в прошлом году заявление старшего вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Михайлова о необходимости индексации тарифов до экономически обоснованного уровня, дающего холдингу источник для инвестиционного развития. Оно стало откликом на предложение Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) проиндексировать уровень тарифов с 2012 года на 23%. Вадим Михайлов обратил внимание на тот факт, что если в 2010 и 2011 годах компания могла закрывать дефицит в финансировании инвестиционной программы за счет продажи дочерних обществ, то в 2012 году такой возможности уже не будет. В таком случае логично компенсировать монополии выпадающие доходы. Размер компенсации подсчитать несложно:

1% индексации соответствует 8 млрд руб.

Примечательно, что дебаты вокруг этой проблемы так и не закончились накануне нового форума.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.12.11Зеркало стальных артерий

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить