09.09.2020


В РЖД внедряют предиктивную аналитику и моделируют риски

В рамках дискуссии, которую провел журнал РЖД-Партнер на тему безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, присутствовавшие в зале смогли лучше понять стратегию перевозчика в этой сфере. Как известно, риски неизбежны. Вопрос в том, насколько их удается минимизировать. По данным Госжелдорнадзора, в 2020 году выросли риски, связанные с изломами рельса, несоблюдением правил текущего ремонта пути, выполнения маневровой работы и содержания устройств СЦБ.

При этом существенно снизились риски, возникающие из-за нарушений правил ремонта подвижного состава и изломов деталей тележки вагонов. Данные анализа свидетельствуют о том, что с появлением частных депо качество вагоноремонта улучшилось, а собственники стали эффективнее управлять рисками, возникающими при использовании подвижного состава.

В ОАО "РЖД", в свою очередь, основные причины нарушений безопасности движения в 2020 году видят в допуске на сеть подвижного состава со сниженным уровнем надежности. Об этом на пленарном заседании X Международного форума "Безопасность на транспорте" рассказал заместитель генерального директора – начальник департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шевкет Шайдуллин.

По его словам, уже потом следует назвать человеческий фактор и нарушения в инфраструктуре. "Для обеспечения безопасности на транспорте РЖД выделили 100 млрд руб.", – сообщил Ш. Шайдуллин.

Как сделать железнодорожные перевозки безопасными

На эту тему и состоялся разговор в рамках рабочей сессии, которую модерировал главный редактор журнала РЖД-Партнер Александр Ретюнин.

Согласно дорожной карте, которую реализуют в ОАО "РЖД", на первое место поставлены именно те направления деятельности, которые связаны с повышением надежности перевозок на инфраструктуре. Поэтому, наверное, не случайно значительная часть времени была уделена этим вопросам.

Прежде всего – об укладке пути, конструкция которого имеет повышенный ресурс, 2,5 млрд т брутто, рассказал первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Дмитрий Кореньков.

На участках со сложным профилем и интенсивным движением поездов используют рельсы повышенной износостойкости и выносливости к нагрузкам.

Эффективным решением считается установка упругих подкладочных скреплений из современных полимерных композиций, смягчающих давление на рельсы, и шпал с увеличенной площадью опоры, что обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на балласт.

Подобные решения продлевают безремонтный срок эксплуатации путевого хозяйства, снижают риски аварийности и затраты на ремонты пути.

Как расшить узкие места на инфраструктуре?

Для внедрения новых решений в ОАО "РЖД" совершенствуют нормативную базу, которая привязана к старым технологиям. По мере того, как в рамках регуляторной гильотины в Минтрансе отменяют устаревшие акты МПС, у холдинга появляется возможность дополнять выпущенные Минтрансом документы своими локальными нормативными актами. Скажем, в 2019 году таких актов разработали 418, а в плане на 2020 год – их 414.

В целом, как выяснилось, 67% из 370 видов работ, предусмотренных планом НТР, так или иначе связаны с тематикой повышения надежности эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. Среди них – создание систем автоматизированного мониторинга и диагностики состояния инфраструктуры, что должно повысить качество и достоверность оценки состояния пути.

На сети развивают сеть интегрированных постов автоматизированного приема и диагностики подвижного состава. Их работа позволяет сократить время на осмотр вагонов на 30%.

Предполагается внедрить на инфраструктуре ряд мер для снижения количества внезапных отказов вагонов. Они выходят за рамки контроля состояния подвижного состава. Предусмотрено дополнить его предупредительным обслуживанием и ремонтом.

Моделирование – как диагноз

На станциях, приближенных к массовым погрузочно-разгрузочным операциям, и грузонапряженных участках внедряют элементы предиктивной аналитики, которая тесно связана с развитием риск-ориентированного подхода к системе управления безопасности. О необходимости такого подхода было заявлено в 2010 году. С тех пор проект прошел от стадии обеспечения системы сбора информации для выявления рисков до этапа их моделирования.

Этот этап начали в 2020-м и планируют завершить в 2021 году. Моделирование повышает точность прогнозирования вероятности аварий, сходов поездов и крушений. Однако, как выясняется на практике, мало уметь поставить диагноз больному, ему еще требуется прописать лечение и добиться выполнения пациентом назначенных врачом процедур.

В качестве свежего примера на указанную тему можно привести сход грузовых поездов на ст. Купчинская. Аналитика ревизоров в конце прошлого года указала на некоторые недоработки в локомотивном депо. Но персонал не стал особо вникать в суть сделанных выводов о рисках. И в текущем году авария все-таки произошла.

Другой пример – обрушение моста под Мурманском. "Здесь есть вопросы, которые пока нельзя публично озвучить", – отметила начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Северо-Западной транспортной прокуратуры Ирина Смирнова. Однако уже не секрет, что при реконструкции и содержании моста были допущены нарушения.

Неисправности, которые необходимо устранить

В своем выступлении И. Смирнова обратила внимание на то, что в ряде случаев причиной схода вагонов на железных дорогах становятся именно неисправности инфраструктуры. Среди них такие, как нарушение сроков содержания пути, неисправность устройств ЖАТ, нарушения в работе объектов инфраструктуры, слабый контроль за путевым хозяйством.

Прокуратурой были отмечены случаи внесения линейным персоналом недостоверных данных в информационные системы ОАО "РЖД", чтобы скрыть недостатки. Это уже само по себе дает пищу для размышлений.

В дискуссии также приняли участие представители других служб ОАО "РЖД", рассказав о тех задачах, которые они решают для обеспечения безопасности при перевозках.

По поводу путей совершенствования работы железнодорожных переездов, выявления оборота контрафактных деталей и снижения рисков аварий из-за неисправности вагонов. В качестве примера был приведен опыт перевозчика, который содержит парк для собственных нужд.

Это показывает, насколько содержательным получается диалог, если он проходит в деловом и конструктивном ключе. Ведь в конечном итоге все участники процесса перевозок, включая надзорные органы, заинтересованы в том, чтобы железнодорожная сеть работала надежно и безопасно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер09.09.2020

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить