31.08.2020


Территориальное преимущество

Благодаря своему расположению Калининградская область может стать крупным железнодорожным транзитным узлом между Китаем и Европой На Калининградской магистрали продолжается работа по увеличению пропускной способности и развитию терминальной инфраструктуры транспортного узла, внедрению новых транспортно-логистических проектов. О перспективных проектах и подходах к работе с клиентами рассказывает начальник Калининградской дороги Сергей Сапегин. – Сергей Владимирович, 24 августа исполнилось семь месяцев, как вы были назначены начальником Калининградской дороги. Что за это время вам удалось сделать?

– Скрывать не буду – для меня назначение совпало с серьезным испытанием. Сложившаяся ситуация, связанная с пандемией, наложила большую ответственность за принимаемые управленческие решения и их результат. В первую очередь был реализован комплекс мер, чтобы не допустить вспышки заболевания среди коллектива дороги. И сегодня можно констатировать, что с задачей коллектив магистрали справился. Конечно, за это время по объективным причинам мы потеряли и в погрузке, и в пассажирском движении. По грузовой базе снижение составило 7,9%. По пассажирскому комплексу "упали" на треть. "Просадка" была ощутимой, но не критичной. Все эти месяцы грузовая работа продолжалась. Нам не только удалось выстроить ритмичный перевозочный процесс, но и разработать и реализовать ряд мероприятий по восполнению потерь в погрузке и продолжить работу над перспективными проектами.

Своего рода прорыв произошел в контрейлерных перевозках. В мае мы совершили тестовую отправку груженого контрейлера в составе контейнерного поезда по маршруту Калининград – Москва (Кунцево-2). Он вернулся обратно также с грузом. В июне аналогичная отправка состоялась по маршруту Калининград – Санкт-Петербург через Литву и Латвию.

Новый импульс получил и еще один из проектов по организации внутриобластных перевозок строительных грузов, ставших в этом году регулярными. Начинали мы с маршрута доставки со станции Краснолесье на станцию Западный-Новый. Сейчас доставляем также на станции Гурьевск-Новый, Кутузово-Новое, Пионерский Курорт. Недавно отгрузка инертных материалов на эти три станции началась и со станции Неман. В целом мы перевезли уже около 50 тыс. тонн песка и гравия, обеспечив выполнение федеральных проектов на территории региона, и, что немаловажно, сократили на 2,5 тыс. количество автомобильных рейсов, что положительно сказывается как на сокращении трафика на автодорогах, так и сохранении дорожного полотна.

На новый этап вышел важный для нас и региона в целом проект сотрудничества с региональной сельскохозяйственной компанией "Долгов-Групп". Под гарантированный объем погрузки восстановлен примыкающий к станции Гусев железнодорожный путь необщего пользования. Как результат – за первое полугодие объем перевезенного со станции зерна составил 78,4 тыс. тонн (в 6,5 раза больше, чем в 2019 году). До конца года планируется перевезти еще 200 тыс. тонн зерна со станций Гусев и Нестеров. Аналогичная работа ведется и на станции Гурьевск-Новый. Там также с пути необщего пользования будет осуществляться отгрузка зерна в порты Калининграда для отправки на экспорт.

В стадии разработки находится новый проект в сотрудничестве с ООО "Варница", которое начало добычу соли для пищевого и промышленного потребления. Месторасположение завода обеспечивает доступность рынков сбыта продукции – это европейская часть России, страны Восточной Европы, Прибалтики, Скандинавии. В настоящее время мы прорабатываем логистические варианты доставки продукции этого завода. Погрузка будет производиться на станции Пионерский Курорт. Пока речь идет о перевозке 20 тыс. тонн в месяц, первые отправки планируются уже в этом году. Ожидаем, что в следующем году завод выйдет на полную производственную мощность, продукт "выстрелит" на рынках сбыта и объемы увеличатся.

И, говоря о наших возросших перегрузочных мощностях, нельзя не отметить такое знаковое событие, как подписание 7 августа Минтрансом России, ОАО "РЖД" и правительством Калининградской области соглашения о взаимодействии по реализации федерального проекта "Транспортно-логистические центры"(ТЛЦ) на территории Калининградской области.

ТЛЦ "Калининград" станет не только частью сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров (всего по стране их будет 19), но и основой перспективного транспортно-логистического хаба в самом западном регионе страны, имеющего колоссальный транзитный и экспортный потенциал.

– Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу железнодорожного транспорта. Сократился объем пассажирской и грузовой работы. Как были обеспечены работой сотрудники, насколько широко в подразделениях Калининградской дороги применялся режим неполного рабочего дня?

– Мы с особой ответственностью предприняли необходимые меры по переводу персонала, напрямую не связанного с непрерывным перевозочным процессом, на дистанционный формат работы. Были некоторые трудности: не у всех имелся дома доступ к Интернету, компьютерная техника. Были закуплены ноутбуки, подключен на домашних рабочих местах мобильный Интернет. Не ради красивого слова, но подчеркну, что заболевание даже нескольких работников полигона дороги расценивалось бы нами как серьезное поражение.

Отмечу, что мы полностью сохранили и численность, и персональный состав локомотивных бригад. На период вынужденного простоя локомотивным бригадам пригородного и пассажирского движения по взаимному согласию был спланирован перенос очередных отпусков, часть локомотивных бригад Дирекции тяги была дислоцирована на другие дороги.

Непростой была ситуация и в коллективах пассажирского комплекса. Напомню, что с 7 апреля по 1 июля текущего года по рекомендациям Роспотребнадзора в Калининградской области было полностью прекращено движение пассажирских поездов дальнего следования. Но компания выполнила свои социальные гарантии перед работниками поездных бригад пассажирских поездов дальнего следования, они в период вынужденного простоя получали 2/3 заработной платы.

Режим неполного рабочего дня на дороге применялся, но не стал основным инструментом – в режиме неполного рабочего дня работало в среднем 14% персонала.

– Значительная часть грузовой работы дороги приходится на транзит. Даже в период пика пандемии транзитный контейнерный поток сохранился на высоком уровне. Что надо сделать для того, чтобы Калининград стал приоритетным маршрутом для транзита контейнеров как в направлении Китай – Европа, так и в обратном?

– Действительно, рост объемов транзитных контейнерных перевозок между Китаем и Европой через Калининградский регион за первое полугодие составил более 50% к аналогичному периоду прошлого года. В сервисе ОТЛК ЕРА перевезено 8384 ДФЭ, в том числе по мультимодальным маршрутам – 5000 ДФЭ.

Рост контейнерных перевозок – итог более чем трехлетней работы всего коллектива дороги. С 2017 года шла активная работа по привлечению грузопотока на высоком уровне. Безусловно, была серьезная поддержка руководства компании, ЦФТО, международного департамента, конструктивное взаимодействие с ОТЛК ЕРА.

На достигнутом не останавливаемся. С января сервис регулярных мультимодальных перевозок связал Китай через наши порты с портом Мукран, далее порты Росток и Дуйсбург. На недавнем совещании с ОТЛК ЕРА обсуждали дальнейшее развитие проекта. Планируется пропускать до конца этого года до 15 пар контейнерных поездов в неделю. Для сравнения: в прошлом году бывали дни, когда на дороге не было ни одного контейнерного поезда. Сейчас ежедневно два-три поезда в движении, либо под погрузкой, или под перегрузом, или в порту. Задача на перспективу: с одной стороны, продолжать совершенствовать инфраструктуру и технологию работы ТЛЦ, с другой – содействовать развитию международных железнодорожных погранпереходов для ускорения пропуска грузопотока. В частности, рассматривается вопрос оснащения пунктов пропуска установками новых рентгеновских комплексов. Кстати, наши польские соседи планируют в следующем году установить такой комплекс на своей станции Бранево, чтобы значительно сократить время таможенных операций с контейнерными поездами.

Отмечу, что одним из результатов нашего тесного и конструктивного взаимодействия с Федеральной таможенной службой (ФТС) стало сокращение времени на процедуры государственного контроля на пограничных пунктах пропуска до 2,5 часа. И тем не менее мы продолжаем работу с партнерами, в сотрудничестве с представителями ФТС постоянно занимаемся настройкой информационного обмена для оптимизации работы с грузами в пунктах пропуска.

– Режим самоизоляции снят практически во всех регионах, предприятия возвращаются к нормальному рабочему графику. Какие товары и производители стали драйверами восстановления объемов погрузки на дороге?

– В целом, я считаю, на данный момент восстановление погрузки идет ровно. Наибольший рост наблюдается по такой номенклатуре грузов, как зерно (66,3 тыс. тонн), импортные грузы (31,1 тыс. тонн), строительные, контейнерные грузы – на 24,2 тыс. тонн. Новые продукты, с которыми мы сейчас работаем с использованием инфраструктурных возможностей ТЛЦ "Калининград" и "Черняховск", – это тарно-штучные сборные грузы.

– КЖД одной из первых протестировала контрейлерные перевозки. На станции Дзержинская-Новая планируется перегружать автоприцепы из вагонов колеи 1520 в вагоны колеи 1435 и наоборот. Столь серьезная подготовительная работа делается при наличии гарантированных заказчиков нового сервиса. Кто они? И какие маршруты наиболее перспективны для контрейлерных перевозок – экспортные, импортные? Или востребованность будет выше на внутрироссийских направлениях?

– Мы разработали сервис, любой может им воспользоваться. Как я уже сказал, в мае-июне организовали две тестовые перевозки. Планируем организовать еще одну – из Калининграда в Екатеринбург и обратно. Самое главное – уже внесены изменения в нормативную базу работы железнодорожных пунктов пропуска. И во внутрироссийском сообщении этот сервис может заработать хоть сейчас – при наличии подвижного состава (который сейчас в дефиците). Ряд собственников подвижного состава обещают к концу года на калининградское направление поставить необходимые контрейлерные платформы (к примеру, ООО "Рустрейл" – до 50 контрейлерных платформ). Поэтому если будет спрос, то к концу года можем отправлять организованные контрейлерные поезда по уже отработанным маршрутам.

– В конце прошлого года был анонсирован проект "Грузовой лоукостер" – повагонные отправки продукции малых предприятий, которые за одни-двое суток должны доходить до Москвы и Санкт-Петербурга. Кем востребован этот проект и будет ли он в дальнейшем развиваться?

– Этот проект начали еще в прошлом году, но его реализация была отложена в связи с пандемией. Проект разрабатывался администрациями трех железных дорог – Калининградской, Московской и Октябрьской. "Грузовой лоукостер" подразумевает повагонные отправки, при формировании которых можно будет сконцентрировать в одном вагоне грузы от нескольких отправителей – малых и средних предприятий. Как только наши клиенты вышли из режима самоизоляции, мы активизировали свои маркетинговые мероприятия. Но малому бизнесу в силу понятных причин и экономических реалий сложнее восстанавливать прежние объемы производства и сбыта. Во всяком случае, региональный бизнес хорошо ознакомлен с нашим проектом.

– Внезапно введенный режим самоизоляции выявил слабые звенья в структуре работы с клиентами, слишком высокий уровень персонального контакта. Как на дороге внедрялись дистанционные методы работы, какие из них признаны перспективными и будут развиваться уже вне эпидемиологического периода?

– В нашей компании создана мощнейшая техническая и технологическая база для цифровой трансформации. Но если раньше о всех этих продуктах говорили как о перспективных проектах, то пандемия подтолкнула к фактическому переходу, в частности к организации удаленных рабочих мест. 796 сотрудников региональных подразделений компании, в том числе сотрудники ТЦФТО, стали работать дистанционно. Они были полностью обеспечены персональной компьютерной техникой, доступом к сети Интернет. Помимо этого мы смогли организовать проведение совещаний, включая наших клиентов, посредством конференц-связи. Эффективность коммуникаций при этом, подчеркну, не снизилась, а охват электронными сервисами наших клиентов, такими как оформление накладной на перевозку грузов в электронной форме, вышел на уровень 90%. Работники ТЦФТО оказывали им все возможное содействие, чтобы на их рабочих местах все это работало. Уже сейчас можно с высокой степенью уверенности прогнозировать, что эпидемиологический период закончится, а все полезно наработанное в плане цифровизации останется. Как мне кажется, потому, что показало свою целесообразность.

– В РЖД действует программа цифровой трансформации компании, направленная на создание цифровой среды как для работников, так и для грузоотправителей и пассажиров. Какие проекты цифровой трансформации, внедренные на дороге, вы бы особо хотели отметить?

– Возвращаясь к грузоотправителям, приведу пример: активизировали работу с перевозочными документами с применением электронной подписи посредством автоматизированной системы (АС) ЭТРАН. Если у клиента не было рабочего места с подключением к АС ЭТРАН, мы оперативно его подключали.

В настоящее время отрабатываем технологию смарт-контракт на примере перевозки для нашего клиента ООО "ЛУКОЙЛ" со станции Знаменск на станцию Балтийский Лес, в дальнейшем планируем применить эту технологию и на других перевозках. На ТЛЦ "Калининград" реализован пилотный проект по автоматизации. С помощью внедрения системы АСУ РС на ТЛЦ "Калининград" оптимизируются внутренние процессы с увязкой технологических нормативов, эффективного использования технических и трудовых ресурсов для формирования программы развития. Также принято решение, что КЖД будет пилотной по проекту автоматизированного формирования информации по операциям с поездами с использованием геопозиционирования.

График исполненного движения будет передаваться в различные системы контроля в автоматическом режиме.

– Руководство РЖД ставит перед пассажирским блоком задачу развивать туристические продукты на основе железнодорожных маршрутов.

Это задача национального масштаба, поддерживаемая правительством страны. Как можно развивать туризм в Калининградском регионе с использованием ресурсов железной дороги?

– Калининградская область богата историческим наследием, а действующая сеть маршрутов пригородного сообщения охватывает практически весь регион.

Мы готовы в любой момент подхватить турпоток по различным направлениям. Самым главным туристическим объектом для внутреннего туризма в регионе является море. В последние годы на наших курортах значительно улучшился уровень сервиса, что заметно по пассажиропотоку. Благодаря поддержке компании в регионе работают уже шесть электропоездов "Ласточка" на приморских направлениях (две из них поступили в этом году). И если еще пять лет назад мы радовались 21 тыс. пассажиров в сутки, сейчас перевозим по 40 тыс. человек. То есть можно говорить о двукратном росте внутреннего туризма в регионе. Для удобства пассажиров идет работа над проектом строительства высоких пассажирских платформ на Северном вокзале, станциях Зеленоградск, Светлогорск-2 и Пионерский Курорт. Уже завершены проектно-изыскательные работы, строительно-монтажные предусмотрены с начала 2021 года. Прорабатываем также и новые маршруты. В частности, планируем обустроить новую платформу Приморская в границах станции Зеленоградск.

Этот курортный город наиболее динамично развивается в последние годы, и мы продолжаем совершенствовать инфраструктуру пассажирского комплекса на приморском и других региональных направлениях. Например, для развития туристических маршрутов в следующем году планируем назначение поездов на маршруте Калининград – Багратионовск.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.08.2020

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить