10.01.2020


Коммерсантъ, 10.01.2020

Вагоны сбиваются в стаи

Рынок железнодорожных операторов ждет консолидация

Рынок оперирования грузовыми вагонами в 2019 году пополнился двумя новыми крупными игроками - "Модум-Трансом" и "Атлантом". Как следует из статистики "Infoline-Аналитики", по итогам 2019 года два оператора могут сформировать новую большую четверку вместе с традиционными лидерами рынка - Федеральной грузовой компанией и Первой грузовой компанией. По мнению экспертов, в 2020 году конкуренция на рынке оперирования увеличится, что на фоне снижения ставок на полувагоны создаст предпосылки для дальнейшей консолидации.

Главным изменением на рынке железнодорожных операторов в 2019 году стало появление двух новых крупных игроков, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за девять месяцев 2019 года. "Модум-Транс" Артема Чайки и Дмитрия Артякова прибавил четыре позиции и занял восьмое место, в его управлении на начало октября находилось 41,9 тыс. вагонов. "Атлант" Алексея Тайчера и партнеров на начало октября оказался на 14-м месте, на тот момент у компании было 18,5 тыс. вагонов в управлении.

Как отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, на конец 2019 года "Атлант" после сделки с ВЭБ.РФ уже сформировал парк из более чем 52 тыс. вагонов, а после передачи всех вагонов "ВЭБ-лизинга" в 2020 году парк вырастет до 75 тыс. штук. "Модум-Транс" к концу года увеличил парк в управлении более чем до 80 тыс. единиц (после завершения серии сделок с лизинговым парком ГТЛК, которым оперировали "Восток1520" и "ВМ-Транс") и вышел на третье место по величине парка в управлении, уступая только Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД) и Первой грузовой компании (ПГК), добавляет он.

По итогам девяти месяцев лидерство по количеству вагонов в управлении сохранила ФГК. Всего в управлении оператора 129,3 тыс. вагонов, при этом за январь-сентябрь компания закупила 4,4 тыс. полувагонов и более 260 платформ. Второе место осталось за ПГК Владимира Лисина (112,3 тыс. единиц). Также в топ-5 сохранили позиции "Нефтетранссервис" (НТС), РТК и Globaltrans. Значительные изменения в рейтинге продемонстрировала Railgo Рахмана Халилова, которая в 2018 году и за девять месяцев 2019 года приобрела 13,6 тыс. нефтеналивных цистерн, прибавив восемь позиций и заняв 14-ю строчку с 17,3 тыс. вагонов в управлении (в собственности на 30 сентября 2019 года - 25,7 тыс. единиц).

В топ-5 крупнейших собственников вагонов традиционно вошли ФГК, ПГК, Globaltrans, РТК и НТС. По итогам января-сентября доля тройки лидеров среди собственников снизилась на 1 процентный пункт, до 24% парка РФ. Крупнейшими покупателями стали "Модум-Транс" (приобрел 9,8 тыс. вагонов), РТК (более 4,8 тыс. вагонов), "Уголь-Транс" (почти 4 тыс. вагонов).

В целом по объему перевозок за девять месяцев доля топ-10 крупнейших железнодорожных операторов сократилась на 2 процентных пункта, до 57,7%. Снизилась и доля первой тройки, составив 29%. У лидеров рынка ФГК и ПГК показатель упал на 8,1% и 7,8% соответственно, а у Globaltrans - вырос на 2,5%. Наиболее динамично перевозки наращивали "ВМ-Транс" (на 77,1%), "Модум-Транс" (на 62,3%), "ЛУКОЙЛ-Транс" (на 36,1%) и Railgo (на 32,4%). Остальные кэптивные операторы крупнейших нефтегазовых компаний, оперирующие преимущественно парком нефтеналивных цистерн, сократили объем перевозок: "Газпромтранс" - на 13%, "РН-Транс" - на 37%. Грузооборот ФГК сократился на 5,3%, ПГК - на 9,4%. Лидерами по росту в грузообороте стали Railgo, "ВМ-Транс" и "Модум-Транс".

Михаил Бурмистров отмечает, что 2019 год завершился формированием устойчивого профицита парка, снижением ставок аренды и предоставления универсального подвижного состава - полувагонов, крытых вагонов, платформ. Конкуренция на рынке оперирования полувагонами в 2020 году резко усилится, полагает господин Бурмистров. Он считает, что операторы в условиях снижения арендных ставок на полувагоны в начале 2020 года до 1,4- 1,45 тыс. руб. без НДС в сутки сфокусируются на закупках вагонов с увеличенной грузоподъемностью.

В Институте проблем естественных монополий (ИПEМ) отмечают, что по итогам 2019 года очевидно стабильное снижение ставок предоставления вагонов. В таких условиях, считают в ИПEМ, неизбежной становится перспектива консолидации на рынке операторов в 2020 году.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить