02.07.2019


РЖД теряет грузы

РЖД третий месяц подряд фиксирует сокращение погрузки. Но госмонополия все еще надеется на ее рост по итогам года

Общая погрузка на сети РЖД в июне снизилась на 5,4% до 101,6 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила компания. Сокращение наблюдается третий месяц подряд, а само падение усиливается: в апреле оно составляло 1,9%, в мае - 3,8%.

В июне снизилась погрузка большинства входящих в топ-5 железнодорожных грузов, следует из расчетов Института проблем естественных монополий (ИПEМ). Погрузка каменного угля упала на 6,1% до 27,6 млн т, нефти и нефтепродуктов - на 5,8% до 18 млн т, железной руды - на 5,9% до 9,6 млн т, черных металлов - на 7,7% до 6 млн т. И лишь стройматериалы остались на уровне прошлого года - 11,1 млн т.

Падение вызвано "рядом внешних факторов", объясняет представитель РЖД. По его словам, в отношении каменного угля это сокращение спроса со стороны энергетических предприятий Польши и снижение поставок на Украину. Падение погрузки нефтяных грузов он связывает с продолжением ремонтных работ на ряде крупных НПЗ, а черных металлов - с нестабильностью на мировых рынках.

В Eвропе снизилась цена на уголь, в том числе из-за больших запасов газа, оставшихся после теплой зимы. А увеличивать перевозку угля на рынки с более привлекательными ценами - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - мешают узкие места железнодорожной инфраструктуры на БАМе и Транссибе, комментирует сотрудник крупной угольной компании. Снижение погрузки стали связано с переходом на альтернативные виды транспорта из-за нестабильной ситуации с тарифами на железнодорожные перевозки, а также с закрытием некоторых традиционных рынков из-за торговых ограничений, говорит сотрудник металлургической компании: "Поиск альтернативных рынков предполагает предложение новым клиентам привлекательных цен, но это невозможно из-за высоких тарифов".

Основная причина падения общей погрузки во II квартале - изменение конъюнктуры внешних рынков, передал слова председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина его представитель: "Однако и железнодорожники внесли свой вклад: на показателях погрузки сказалось большое количество брошенных поездов, сбои в работе локомотивного комплекса, проведение путевых работ". "Определенное влияние" на перевозки оказало проведение плановых ремонтных работ на инфраструктуре, особенно в направлении Дальнего Востока, согласен представитель РЖД. "Но грузоотправители были предупреждены о них заблаговременно, еще в конце прошлого года, и имели возможность частично скорректировать свои производственные программы и логистику доставки", - отмечает он. В целом, по его словам, в июне маршрутная скорость грузовых поездов без учета простоев, не связанных с ответственностью РЖД, выросла на 3%, участковая скорость - на 1,5%. "Количество так называемых брошенных поездов находится приблизительно на уровне прошлого года", - добавляет он. А среди основных причин вынужденных простоев - отказ в приеме вагонов грузополучателем, портом либо зарубежной железной дорогой.

Сказывается и то, что операторы подвижного состава пытаются удержать высокие цены, продолжает Иванкин. "Одним из наиболее весомых факторов снижения перевозок является уровень ставок на предоставление подвижного состава, который сохраняется на историческом максимуме по всем основным видам грузовых вагонов", - соглашается представитель РЖД. "Росту погрузки на железнодорожной сети не способствовала прежде всего текущая конъюнктура на внешних рынках", - говорит представитель одного из крупнейших операторов - Первой грузовой компании. Также повлияли технологические работы по содержанию путей, о которых потребители были уведомлены заранее, добавляет он.

Прогноз погрузки на весь 2019 год РЖД сохраняет прежним - рост на 1,5%, говорит представитель компании. В 2018 г. погрузка увеличилась на 2,2%. По словам представителя РЖД, гендиректор компании Олег Белозеров 1 июля поручил проработать дополнительные возможности для привлечения грузов, в том числе за счет гибкой тарифной политики. Также продолжатся совещания с грузоотправителями на разных уровнях. По словам представителя РЖД, "за последние два месяца благодаря этой работе удалось привлечь на сеть около 1 млн т грузов".

"В III квартале возможна небольшая корректировка объемов, но в целом по итогам года оптимистичной выглядит даже оценка сохранения объемов на уровне 2018 г.", - считает Иванкин. "В ближайшей перспективе изменение динамики погрузки маловероятно", - думает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПEМа Александр Слободяник.

Представители крупных промышленных компаний - "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Сургутнефтегаза", "Северстали", НЛМК, Evraz, СУЭК, ММК, ФГК - на вопросы "Ведомостей" не ответили.

Комбинированный подход

Алексей Шило, заместитель гендиректора РЖД

"С Министерством транспорта сегодня активно прорабатывается вопрос комбинированных перевозок, когда по железной дороге мы могли бы на коротком плене - особенно в летний период, когда идут массовые работы по ремонту и модернизации инфраструктуры, - довозить уголь до Волго-Камского бассейна и дальше уже речными судами, судами типа "река - море" вывозить эти объемы".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости02.07.2019

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить