18.02.2019


Стратегия для России: развитие макрорегионов скажется на грузопотоках

Новый документ правительства отражает особенности развития транспортной отрасли

Правительство РФ опубликовало Стратегию пространственного развития на период до 2025 года. Документ предусматривает помимо прочего повышение доступности и качества транспортной инфраструктуры за счет строительства участков высокоскоростных магистралей Москва – Казань и Екатеринбург – Челябинск.

Новый документ увязывает воедино как инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты территориального планирования, так и социальные. Стратегия делает упор на развитии не только наиболее экономически активных крупных городских агломераций, но и на пространстве между этими агломерациями.

Среди основных целей реализации стратегии – нивелирование отставания уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, а также приведение уровня развития российской магистральной транспортной инфраструктуры в соответствие с потребностями экономики и населения страны.

Стратегия учитывает не только развитие транспортной отрасли, одна из ее целей – "сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны".

Как следует из документа, эту задачу поможет решить повышение устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий, повышение конкурентоспособности экономик субъектов РФ, обеспечение условий для развития производства товаров и услуг в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов РФ, а также совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы.

В свою очередь, межрегиональное сотрудничество и координацию социально-экономического развития субъектов РФ планируется усилить в рамках утвержденных этой же стратегией 12 макрорегионов – Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Северного, Южного, Северо-Кавказского, Волго-Камского, Волго-Уральского, Уральско-Сибирского, Южно-Сибирского, Ангаро-Енисейского и Дальневосточного.

Основные принципы такого территориального разделения, отмечается в документе, – "соседское положение субъектов РФ, схожие природно-климатические и социально-экономические условия для жизни и экономической деятельности, наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок из субъектов РФ в крупные городские агломерации, наличие (или необходимость создания) крупных межрегиональных объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению доступности и качества оказания услуг населению, проживающему в пределах макрорегиона, значительный потенциал межрегионального сотрудничества в рамках реализации перспективных экономических специализаций субъектов РФ и достраивания цепочек добавленной стоимости в пределах макрорегионов". Для развития каждого субъекта Федерации предусмотрена "умная специализация" – методические рекомендации по определению приоритетов инновационного развития отраслей перспективных экономических специализаций.

Новый документ отражает особенности развития транспортной отрасли, включая наличие на железной дороге участков с лимитирующими пропускными и провозными способностями – как на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, так и на "подъездах к крупным морским портам, крупным транспортным узлам и международным пунктам пропуска на госгранице РФ".

"Сохраняются низкие темпы развития сети скоростного и высокоскоростного движения, препятствующие реализации транзитного потенциала России и повышению скорости передвижения между крупными городскими агломерациями и административными центрами субъектов России", – отмечается в стратегии.

Документ предполагает ликвидацию инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной инфраструктуры. Для этого предлагается развитие международных транспортных коридоров "Запад – Восток" и "Север – Юг" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки, увеличения объемов транзита грузов между Азией и Европой по территории России. Также стратегия предусматривает строительство участков ВСМ Москва – Казань и Екатеринбург – Челябинск, автодорожного маршрута Европа – Западный Китай, ликвидацию участков с ограниченной пропускной способностью на грузонапряженных участках железных дорог, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов. Стратегия также предполагает увеличение мощностей этих портов. Предполагается рост объемов и ускорение перевозок контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западных границ РФ до семи дней.

Как уточняется в справке к распоряжению кабинета министров об утверждении стратегии, инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий будет осуществляться в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (Магистральный план) и национальных проектов РФ. Начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков подтвердил, что пункты стратегии, затрагивающие сферу железнодорожного транспорта, соответствуют как утвержденному правительством ранее Магистральному плану, так и проекту Долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года.

"Стратегия содержит отсылки на наши крупные инфраструктурные проекты, такие как расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, ускорение и развитие контейнерных перевозок, создание основы для развития ВСМ, например – здесь у нас полное соответствие интересов. Стоит отметить, что стратегия подразумевает развитие 12 макрорегионов РФ – эта часть также не противоречит документам ОАО "РЖД", однако ее еще предстоит проанализировать с точки зрения дальнейшего взаимодействия с субъектами РФ по ряду вопросов, в том числе в области дальнейшей организации пригородных перевозок", – подчеркнул Антон Рышков.

Также в стратегии отмечается, что повышение транспортной связанности центров экономического роста будет способствовать ускорению экономического развития территорий, в пределах которых будут располагаться объекты транспортной инфраструктуры, обеспечивающие указанную связанность.

"Повышение пропускной способности на транспортных магистралях, рост скорости транспортировки грузов, а также развитие рынка контейнерных перевозок сформируют условия для опережающего роста экспорта и реализации транзитного потенциала РФ. К 2025 году более чем на 30% будет увеличен объем перевозок экспортных товаров, осуществляемых всеми видами транспорта, за исключением трубопроводного. В результате вес несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспортных перевозок (за исключением товаров, транспортируемых по трубопроводам) вырастет с 39 до 50% к 2025 году", – говорится в документе.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин сравнил появление новой схемы территориального деления страны с расстановкой футболистов на поле.

"На сегодняшний день сложно говорить, как изменится направление грузопотоков в результате этого решения. Конечно, хорошо, что на берегу удалось договориться о конкретной схеме, но в данном случае главное – содержание, а не сама схема. Низкоквалифицированные игроки не обеспечат победу даже при самой продуманной расстановке. Так же и здесь – все будет зависеть от работы, которую проделают специалисты по территориальному и транспортному планированию (таких специалистов, к примеру, выпускает и наш вуз в том числе), профессионализма менеджеров самого разного уровня – от федерального до местного, от качества исполнения многих "игроков" – как из администрации, так и из бизнеса", – считает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.02.2019

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить