29.09.2010


Производители калийных удобрений начали снижать транспортные издержки. Например, ОАО "Сильвинит" взаимодействует не только с РЖД, но и с частными операторами, если это позволяет увеличить процент попутной и обратной загрузки.

Производство минеральных удобрений стабильно растёт: после провальных 2008 и 2009 годов спрос на них во всём мире восстанавливается. В январе - августе нынешнего года оно увеличилось на 26,2 % и достигло 11,9 млн тонн, отмечают в Минэкономразвития.

При этом самый сильный рост показали калийные удобрения - на 175,4%.

Однако в последующие годы рост вполне может смениться снижением. Этим обеспокоены в Федеральной службе по тарифам. Минудобрения - один из немногих грузов, которые еще не унифицированы. Дело в том, что на каждый вид удобрений унификация ставок второго и третьего разделов Прейскуранта 10-01 повлияет по-разному, отмечала в беседе с "Гудком" замруководителя ведомства Тамара Стебунова.

И если производители азотных и фосфорных удобрений выиграют от того, что перевозки на экспорт будут проводиться по цене внутрироссийских, то калийщики сильно проиграют. По подсчетам ФСТ, перевозки для них подорожают на 20-60%. Унификация отменит скидки по ряду экспортных направлений, особенно значимые при возврате порожних вагонов. Рост ставки, в частности, ударит по поставкам на очень перспективный рынок Китая. Чтобы этого не произошло, ФСТ привлекает Минэкономразвития для консультаций по каждому виду грузов, а Минэкономразвития, в свою очередь, готовится вести переговоры с участниками рынка. Согласно плану мероприятий структурной реформы унификация должна завершиться уже в будущем году.

Производители калийных удобрений уже сегодня активно работают по снижению транспортных издержек: как рассказал заместитель генерального директора по транспорту и сбыту ОАО "Сильвинит" Владимир Маслаков, компания взаимодействует не только с РЖД, но и с частными операторами, если это позволяет увеличить процент попутной и обратной загрузки. В прошлом году по сети РЖД было перевезено 27,3 млн тонн удобрений (включая сырье). На перевозки внутри страны пришлось 53% грузов, остальное ушло за рубеж. Порожними вернулись 541 тыс. вагонов, из них 164 тыс. в международном сообщении.

Еще одна проблема, которая может ударить по рынку удобрений в ближайшие месяцы, - рост цен на газ. Напомним, что правительство планирует либерализацию газового рынка, при которой стоимость газа для внутренних и внешних потребителей сблизится, то есть для российских компаний сильно вырастет. Если это случится, наиболее благополучный на сегодняшний день сегмент рынка минудобрений - производство азотных удобрений - окажется под ударом. Газ - основное сырье для их производства, а также для выпуска аммиака и метанола, его доля в себестоимости доходит до 65%.

Чтобы отрасль не стала неконкурентоспособной, производители азотных удобрений обратились в правительство с просьбой установить щадящую формулу для расчетов внутренней цены на газ и зафиксировать цену, пока не будут завершены крупные инвестпроекты. Если газ подорожает, инвестиции в развитие отрасли станут экономически неоправданными, отмечают в письме крупнейшие производители удобрений. Кроме того, они предлагают - уже не в первый раз - снизить тарифы на перевозку аммиака и метанола. Напомним, что на метанол уже сейчас действуют скидки, однако крупнейший производитель - компания "Метафракс" - не раз заявлял, что они недостаточны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.09.10Тревожные меры

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить