13.12.2018


Гудок, 13.12.2018

Вопрос дня

Как оптимизировать порожний пробег?

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

– Одним способом – попутная загрузка груза в тех случаях, когда это возможно. Это самый простой и оптимальный способ снижения доли порожнего пробега. Повысить эффективность использования вагона, в частности увеличить долю груженого рейса по отношению к доле порожнего, можно, оптимизируя логистические схемы перевозок и усиливая формирование портфеля заказа (это коммерческая работа). В принципе, эти способы ведут к тому, чтобы взамен порожнего пробега вагон перевозил больше грузов. Перевозка груза является доходом оператора и перевозчика, а порожний пробег – это всегда расходы. Для того чтобы эта работа была эффективной, необходимо выстраивать с грузовладельцами долгосрочные и конструктивные взаимоотношения, при которых, работая на регулярной основе, можно улучшать технологию перевозочного процесса и выполнение операций на путях необщего пользования. При спотовых перевозках грузов достичь положительных результатов очень сложно.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

– Мы постоянно работаем над увеличением объемов попутной загрузки и количества сдвоенных операций, усиливаем работу по сохранности целостности групп порожних вагонов после выгрузки, улучшаем оборот вагона.

На мой взгляд, еще одним из вариантов оптимизации порожнего пробега может стать возвращение в РФ возможности перевозок контейнеров в полувагонах: на направлении из портов это может обеспечить обратную загрузку порожнего подвижного состава этого типа в условиях дефицита на рынке фитинговых платформ. Если контейнеры грузить в полувагоны, это поможет освободить "нитки" графика. Особенно это актуально для дальневосточного направления. Затем контейнеры можно выгрузить на контейнерных терминалах в Сибири или на Урале, а полувагоны возвращать под уголь.

В то же время хочется подчеркнуть, что порожний пробег в работе оператора является частью технологического процесса и далеко не всегда бывает фактором, повышающим эффективность перевозок и использования инфраструктуры. Я имею в виду дополнительные переработки поездов, простои в ожидании погрузки, дополнительные ремонты. Напротив, организацией кольцевых маршрутов достигаются ритмичность и предсказуемость перевозок для грузоотправителей, ускорение оборота вагонов. Именно поэтому коэффициент порожнего пробега (к общему) сохраняется в пределах 39–42% с середины 1990-х годов до настоящего времени для всех вагонов – и в начале 2000-х при преобладании инвентарного парка и его нехватке, и при высоких ставках аренды вагонов в период 2011–2013 годов, и при низких ставках в период 2014–2015 годов и низком спросе на аренду вагонов, и в настоящее время.

Андрей Рыженков, заместитель генерального директора по логистике АО "Первая грузовая компания":

– В ПГК реализуется комплексная программа по повышению эффективности управления вагонными активами. Снижение порожнего пробега подвижного состава – одно из ее ключевых направлений. Мы работаем над этой задачей совместно с нашими клиентами и РЖД.

Например, с грузоотправителями мы снижаем количество нерациональных повторных передислокаций порожних вагонов, или, другими словами, непроизводительных порожних рейсов. Сегодня этот показатель не превышает 2% в общей логистике.

Анна Гусева, руководитель Департамента железнодорожной логистики "GEFCO Россия":

– Технология предусматривает достаточно большое количество способов оптимизации порожнего пробега. Это и укрупнение партии отправки, и маршрутизация, позволяющая в том числе также сократить оборот вагона, сдвоенные операции и, конечно же, плотное взаимодействие операторов и курирующих подразделений РЖД.

Но самым эффективным способом остается обратная/попутная загрузка, которая выгодна для всех участников перевозки.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис":

– Цистерны в большинстве своем ездят по замкнутым маршрутам, поэтому предполагается, что у них достаточно большой порожний пробег. Если цистернам удается попутно загрузиться другим грузом, то это большая удача. Если мы говорим о полувагонах, то тут подавляющее число их занято под углем. Полувагоны после угля, особенно когда едут на север, можно попутно загружать тем же щебнем. Эти темы надо прорабатывать в размере всей сети РЖД.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить