03.09.2010


РЖД упорно не хотят отказываться от доходов в виде платы за использование не принадлежащих им вагонов, которые простаивают на путях общего пользования

В производстве арбитражных судов нередки споры о правомерности взыскания железной дорогой платы за простой вагонов на путях общего пользования из-за неудачной формулировки ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее - Устав). В названной статье сказано, что за время нахождения вагонов и контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от указанных лиц, данные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами (контейнерами). Из этой нормы не ясно, должны ли вагоны быть собственностью перевозчика. Правда, в абз. 2 ст. 39 Устава уточняется: плата за пользование вагонами и контейнерами, не принадлежащими перевозчикам, не взимается за время их нахождения в местах необщего пользования. Согласно абз. 5 ст. 39 Устава размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством РФ. В 2005 г. Пленум ВАС РФ выпустил разъяснения по применению судами этих норм Устава и указал, что в силу ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" является субъектом естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, предусматривается в договорах с ними (п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""). Размер платы за пользование вагонами установлен в Правилах применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2, утвержденное постановлением ФЭК России от 19.06.2002 № 35/12). Казалось бы, Пленум ВАС РФ разъяснил, что РЖД могут взимать плату за пользование только своими вагонами, руководствуясь соответствующими тарифами. Что касается всех остальных вагонов, плата взимается только в договорном порядке. Кстати, Тарифное руководство № 2 это подтверждает. В пункте 1 документа сказано, что по утвержденным государством тарифам железная дорога взимает плату за пользование именно своими вагонами. У РЖД на этот счет иное мнение: ст. 39 Устава не связывает взимание платы за время пользования вагонами на путях общего пользования с правом собственности на них. Свою позицию РЖД также подкрепляют п. 12 Тарифного руководства № 2. В нем говорится о вагонах, которые не принадлежат перевозчику и в случае простоя которых грузополучатели (грузоотправители) платят перевозчику за пользование ими 50% тарифа. Тот факт, что данный пункт противоречит как самому Тарифному руководству № 2, так и ст. 39 Устава, РЖД ничуть не смущает. О значении разъяснений Пленума ВАС РФ говорить не приходится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Экономика и жизнь03.09.10ВАС РФ сломил упорство РЖД

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить